Среда, 17 июля 2024

Редакция

Проблема хлебных излишков

Закупочные цены на зерно продолжают снижаться и уже «упираются в уровень себестоимости». Так президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский охарактеризовал ситуацию на рынке. 
За последние две недели тонна продовольственной пшеницы третьего класса потеряла в цене 200 рублей и в среднем по стране стоит сейчас четыре тысячи рублей. В августе прошлого года тонна той же пшеницы продавалась по 5,5 тысячи рублей, а интервенции уже начались, хотя торги и не были слишком активными. Тогда аграрии стали продавать зерно, когда правительство подняло закупочные цены.
«Обвал цен ни к чему хорошему не приведет», — утверждает Аркадий Злочевский. Нехватка денег может помешать крестьянам в полной мере провести сев озимых. А это грозит дефицитом зерна и подорожанием хлеба весной, сообщает Newsland.
Пока уборка урожая идет полным ходом. По информации РЗС, крестьяне уже намолотили более 70 миллионов тонн зерна, при этом качество нового урожая выше прошлогоднего. Как считает Аркадий Злочевский, официальный прогноз валового сбора в 85 миллионов тонн будет выполнен в полной мере, как бы ни противилась тому погода.
Осталось только решить, что делать с этим богатством. Ведь еще с прошлого года в российских закромах лежит около 10 миллионов тонн зерна, а съедает наша страна в год только 75 миллионов. Мы вырастили намного больше, чем можем потребить. Собственно, именно это и стало главной причиной снижения цен на зерно. В такой ситуации государство традиционно проводит закупочные интервенции.
Еще один способ решить проблему излишков — экспорт. Однако в этом году в странах, которые традиционно покупали у России зерно, случился неожиданно хороший урожай. Теперь импортеры планируют закупить на 9 миллионов тонн зерна меньше. Из них около пяти миллионов придется вычесть из российского экспорта. В прошлом зерновом году он достиг 22,4 миллиона тонн. И эти невостребованные миллионы будут давить на рынок и опускать цены еще ниже. «Государственная поддержка экспорта сейчас необходима как никогда, — полагает Аркадий Злочевский. — Способов много: льготные кредиты, экспортные субсидии, привлечение ресурсов МИДа, Минэкономразвития, российских посольств в странах, куда мы поставляем зерно».
 
 Геннадий РЯВКИН