Пятница, 10 января 2025

Редакция

Особенности региональной охоты

Охотничьи хозяйства должны стать одним из важнейших инструментов как для сохранения животного мира, так и для развития экономики и создания рабочих мест в сельских районах.
В Новгородской области насчитывается около 20 000 охотников и 138 охотпользователей, за которыми закреплено свыше 4 млн. гектаров угодий. Как они работают, чтобы в их хозяйствах было много дичи, а охотники получали удовольствие от любимого дела? Об этом, а также о недавно принятом законе «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» мы решили поговорить с кандидатом биологических наук, заместителем председателя комитета охот- ничьего и рыбного хозяйства области Владимиром ЛУТОВИНОВЫМ.
— Владимир Иванович, недавно на ХХIХ Международном конгрессе биологов-охотников было сказано, что в настоящее время лишь у 47 процентов охотугодий страны есть хозяева. Высказывалось пожелание отдать 80 процентов угодий в руки частников, общественников и госструктур, а 20 оставить для общего пользования. Мы в нашей области таких пропорций давно достигли. Как это сказалось на численности животного мира?
— В нашей области имеется 138 охотпользователей. Они кормят и лечат животных, следят за тем, чтобы они размножались, а отстреливались в строго определенном количестве, безопасном для популяции. Иначе с чем они тогда останутся? И как результат закрепления за этими пользователями 80 процентов охотугодий мы можем наблюдать рост численности диких животных и увеличение лимитов на добычу. Если брать этот год, то лимиты по отстрелу лосей увеличены на сто голов, а кабанов — на тысячу.
— Не могли бы вы конкретнее сказать о том, что делается охотпользователями, назвать цифры?
— Сегодня практически все хозяйства имеют подкормочные площадки, на которые в течение года выкладываются кукуруза, пшеница, картофель. По нашим подсчетам, этих кормов животным дается более 800 тонн в год. В обязательном порядке скармливается соль-лизунец. Обитатели леса получают ее свыше 100 тонн. Особое внимание хозяева угодий стали уделять севу зерновых культур для подкормки дичи. Если еще несколько лет назад они засевали до 1000 гектаров, то в текущем году посевы превысили 2000 гектаров. — Чтобы это осуществлять, требуется немало рабочих рук. Один охотпользователь не в состоянии это сделать.
— Естественно. Сегодня в штате охотничьих хозяйств свыше 400 охотоведов и егерей. У людей на селе имеется постоянная работа, платятся налоги. Для плодотворной деятельности они обеспечены транспортом, ГСМ, спецодеждой, связью. Свою деятельность охотоведы и егеря охотничьих коллективов строят в тесном контакте с местными охотниками и работниками нашего комитета. Все это в конечном итоге приносит хорошие результаты.
— Вы говорите о том, что охотпользователи приумножают животный мир, называете штат охранной службы. Но почему тогда растет численность волков? А ведь эти «санитары леса» отнюдь не постятся, съедая в день в среднем до 20 килограммов мяса. И если учесть, сколько у нас этих «серых разбойников», то получается не так уж и мало.
— Я не во всем могу с вами согласиться. И вот почему. Борьба с волками на территории нашей области ведется постоянно. Если брать минувший год, то численность «серых разбойников» тогда достигла своего пика за последние пять лет — 220 голов. На это повлиял ряд факторов. Во-первых, на территории нашей области стало больше дичи, и часть волков мигрировала к нам из соседних регионов, где хищникам питаться гораздо труднее из-за меньшей численности животных. Во-вторых, прирост волков связан с теплыми зимами, в условиях которых борьба с этими хищниками в больших масштабах затруднена. Но тем не менее в прошлом году было добыто 119 волков. Это самое большое количество за последние восемь лет. Для сравнения скажу, что в 2002 году было уничтожено всего 49. В этом году результаты еще лучше. На сегодняшний день уже добыто 126 волков.
— Спрос на услуги охотничьего хозяйства стабилен, а в последнее время даже стал резко востребован. Это способствует формированию и развитию инфраструктуры. Не так ли?
— Сегодня к нам приезжают поохотиться, разумеется, в сезон охоты, состоятельные люди из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. От этого охотпользователи имеют хорошую выгоду. Так, за отстрел, например, кабана, в зависимости от его возраста, веса, размера клыка, можно получить до 60 тысяч рублей. Для того чтобы к нам приезжало больше таких людей, охотпользователи стараются создать целый комплекс услуг гостям, который отвечал бы запросам самых изысканных охотников.
Но не надо думать, что все наши охотничьи хозяйства, как говорится, как сыр в масле катаются. Нет. Ведение всех мроприятий требует от них немалых затрат, и они далеко не всегда окупаются. Сегодня можно на пальцах пересчитать коллективы, у которых имеются спонсоры или которые привлекают инвестиции в развитие охотничьего хозяйства.
Поэтому мы ставим перед ними задачу значительно активизировать работу в этом направлении. Чуть больше месяца назад в России был принят закон об охоте, который открывает новую страницу в развитии охотничьего дела в стране и должен способствовать усилению природоохранной роли охотхозяйств, росту сектора услуг, повышению эффективности государственного управления отраслью. — Сегодня все, кто имеет отношение к охоте, заявляют, что этот закон важен и он пойдет только на пользу природе.
— По сути дела это первый документ в новейшей истории, который вообще обозначил правила игры в данной сфере. Раньше наша отрасль контролировалась различными, иногда противоречащими друг другу подзаконными актами. Теперь четко установлены семь видов охоты, разрешенных в России, и, как говорится, ставятся все точки над «i».
— Владимир Иванович, вам можно гордиться своим участием в разработке этого закона.
— Его разработка велась не один год и не два. Я действительно участвовал в нескольких заседаниях соответствующего комитета Государственной Думы, на которых шло живое и заинтересованное обсуждение с дополнениями и изменениями проекта этого закона. Ряд предложений внес и я, и они были учтены.
Но хочу заметить, что для того чтобы закон об охоте заработал в полную силу, как определено, с 1 апреля 2010 года, должно быть принято еще около десятка подзаконных актов. Они этот закон существенно дополнят и все расставят на свои места.
— Пересказывать документ, занимающий более ста страниц, причем текст, как вижу, напечатан и на обратной стороне, сложно, но тем не менее хотелось бы, чтобы вы популярно изложили его основные положения.
— Понимаете, это закон, в котором не то что каждое слово, но и каждая буква сотни раз выверена, проверена, и пересказывать его, как детектив или классический роман, не получится. Закон нужно не просто читать, а скрупулезно изучать.
Но все же на отдельных его положениях я хотел бы остановиться. В нем четко даны ответы, что такое охотничьи ресурсы, охотничье хозяйство, промысловая, любительская и спортивная охоты. Определены способы, орудия, сроки и продукция охоты. Хочу сказать, многие, даже те, кто держит ружье, толком не знают, что такое охота. В законе введено определение понятия «охота». Это деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
— Важно, что в законе четко прописано правовое регулирование в области охоты и сохранения ресурсов. — Да, это так. Но я бы добавил, что в законе охотничьи угодья подразделены на угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также на угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты. Хочу остановиться на одном важном моменте. В законе сказано, что общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее чем 20 процентов от общей площади охотничьих угодий субъекта Федерации. Определено также, что право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу, дается формулировка, когда это право прекращается.
— Следует отметить, что в законе определяется статус охотника, урегулирован вопрос о выдаче ему охотничьего билета.
— Охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре. До принятия этого закона никто точно не знал, сколько у нас охотников. А причина была в том, что они стояли на учете в различных обществах, и зачастую бывало так: за какую-то провинность охотника исключат в одном коллективе, так он тут же идет в другое общество. Теперь будет единый реестр.
 У охотника должен быть охотничий билет. Он выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью, в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума. Билет является документом единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия, имеет учетные серию и номер. Он выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Охотничий билет признается действующим со дня внесения сведений о нем в государственный охотхозяйственный реестр. Определено, что охотничий билет подлежит регистрации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в государственном охотхозяйственном реестре в течение месяца со дня его выдачи.
Четко прописано, когда аннулируется охотничий билет: в случае если физическое лицо перестало обладать гражданской дееспособностью, получило судимость, или есть судебное решение, заявление охотника.
— Государственный охотхозяйственный реестр. Что он собой будет представлять?
— Это систематизированный свод документированной информации об охотничьих ресурсах, об использовании и сохранении их, об охотничьих угодьях, об охотниках, о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях… Все об этом реестре пересказывать не стану, лишь отмечу, что в нем будут указаны фамилия, имя, отчество каждого охотника, его дата и место рождения, номер контактного телефона, почтовый адрес или адрес электронной почты, данные основного документа, удостоверяющего личность, и многое другое.

Василий ПИЛЯВСКИЙ