Среда, 17 июля 2024

Редакция

На выход с вещами

В трудный период многие компании вынуждены переезжать с насиженных офисных мест в менее привлекательные и удобные.
Риэлторы коммерческой недвижимости говорят, что время, когда цена аренды устраивала обе стороны, прошло. Сейчас время торгов, все очень индивидуально, и двух похожих сделок уже не встретишь.
 
 Два лагеря

По словам Татьяны САНАРОВОЙ, руководителя агентства недвижимости «Эконом», в связи с кризисом предприниматели переезжают либо в офис классом ниже, либо делятся квадратными метрами с другой компанией. Собственники площадей разделились на два лагеря: те, кто снизил арендную плату, и те, кто оставил ее на прежнем уровне.
— Самое главное, что все нашли своих клиентов. Те, кто пошел навстречу своим клиентам и снизил аренду примерно на 10— 15%, сейчас успешно сдают площади. Но и те, кто оставил докризисные цены, дождались своего часа. Правда, сотрудничают они не с новгородскими, а с московскими и петербургскими компаниями — собственниками помещений, — считает Татьяна Санарова.
Как говорят специалисты, в данный момент перестала пользоваться спросом аренда в исторической части города, так как туда очень сложно подъехать из-за пробок и припарковаться. Большинство арендаторов предпочитают районы сосредоточения учреждений и организаций, сами формируя новгородский «Сити».
Наиболее привлекательными для аренды по-прежнему остаются первые этажи домов. Сейчас цена за квадратный метр там составляет 600—800 рублей, причем вне зависимости от района города. В бизнес-центрах и гостиницах ценовой коридор составляет от 600 до 1000 рублей и выше за метр. Снять помещение под контору дешевле всего на территории бывших заводов — от 50 рублей и выше. Складские, подвальные или помещения без коммуникаций сдаются по 50—100 рублей за квадрат.
По словам Сергея ЛЕОНОВА, заместителя директора агентства недвижимости «Гранд», в этом году по сравнению с прошлым увеличилось число не сданных площадей:
— Цены на коммерческую недвижимость напрямую зависят от экономической ситуации в стране. Если она будет ухудшаться, то, возможно, цена упадет еще на 10— 15%, но это максимум. Если все стабилизируется, то цены замрут. Роста не предвидится, так как бизнес находится в очень сложных условиях.

 Любой каприз за ваши деньги


 Выбирая место для бизнеса, нельзя не учитывать его специфику. Например, в парикмахерской не нужен Интернет, а компании, которая занимается техническими разработками, вовсе не обязательно сидеть в центре города  
— Мы постоянно проводим встречи с клиентами в офисе, поэтому расположение, внешний вид здания, внутренняя отделка играют важную роль. Мы рассматривали несколько вариантов: бизнес-центр, бывший мебельный магазин. Последнее предложение нас очень заинтересовало, в этом случае мы были бы автономными, но там нужно было делать ремонт, и это не входило в бюджет компании. Определяющим при выборе сегодняшнего нашего офиса стало его расположение — центр города, известность здания, но за эти удобства компания платит в два раза больше средней цены, — говорит менеджер одной страховой фирмы.

Маленьким трудно

Предприниматели стараются минимизировать свои расходы, потому, если не удается договориться с арендодателем о скидке, вынуждены искать помещения, меньшие по размеру. По словам Юлии КОРОЛЕВОЙ, менеджера по аренде управляющей компании ЗАО «Рентал», в Великом Новгороде наибольшим спросом пользуются офисные помещения с качественной отделкой, но небольшого метража: от 20 до 30 кв. м. Чтобы не вынуждать нескольких съемщиков искать себе меньшие по метражу комнаты, с помощью различных технических приспособлений их офисы совмещают. Например, в одном большом помещении ставят перегородки. Стоимость аренды при этом падает в целом на 15—20%.
— Сейчас примерно 5% компаний съехали с прежних офисов, подавляющее большинство — это филиалы. В свою очередь мы сделали скидку 10% на аренду, но снижать цену дальше не можем, — говорит Илья КОСТУСЕНКО, начальник отдела по работе с арендаторами бизнес-центра «Волна». — Мы хотели бы, чтобы у нас размещались крупные компании, которым нужны большие офисы. Разместить в одном офисе две компании мы тоже можем, но пока таких заявок к нам не поступало.
 

Елена УСКОВА