В хозяйстве боровичского предпринимателя Павла ГУСТЯКОВА сегодня содержится почти половина областного поголовья кроликов — 12 тысяч. Данный факт указывает на то, что экономически выгодная отрасль в нашем регионе развивается непропорционально.
В последние годы у нас все больше стали говорить о кролиководстве как одной из перспективных отраслей животноводства. И это не случайно, а может быть, даже странно, что — толь ко в последние годы. Хоть и избитая шутка, что «кролик — не только ценный мех, но и три-четыре килограмма диетического мяса», но в действительности от одной крольчихи можно получить за год до 25—30 крольчат, или до 60 кг мяса (в живом весе). Плюс пресловутые, но весьма ходовые в нашей климатической зоне шкурки.
Выгодное дело
Между тем спрос на диетическое кроличье мясо растет. Специалисты рекомендуют его для питания детям, кормящим матерям, людям престарелого возраста и страдающим заболеваниями печени, желудка, сердечнососудистой системы. По химическому составу мясо кролика выгодно отличается от говядины, баранины и свинины более высоким содержанием белка, низким — жира.
Спрос на рынке на это мясо способствовал росту численности кролей в нашей области. Это подтверждают сухие данные Новгородстата. По состоянию на 1 января текущего года (за полугодие органы статистики такие сведения не собирают), в хозяйствах всех форм собственности нашей области содержалось 26,3 тысячи кроликов, что составило 106% к уровню предыдущего года. Что касается реализации крольчатины, то в прошлом году ее всеми хозяйствами было поставлено 162 тонны — на 18% больше, чем в 2007 году.
В личных подсобных хозяйствах граждан на начало это го года имелось свыше 13 тысяч кроликов, и там тоже наблюдался рост поголовья. Разведением этих животных в нашей области более активно занимается население Батецкого, Боровичского, Окуловского, Новгородского и Шимского районов. В этих районах многие селяне на своих подворьях содержат свыше 100 кроликов, но есть и рекордсмены. Так, в хозяйстве Шаталова из Шимского района насчитывается 1000 кроликов, у Костюхина из Боровичского и Ботняра из Окуловского — по 3000. Признанным лидером в этом бизнесе является ООО «Авангард» из Боровичского района. Это, увы, пока единственная сельхозорганизация в области, занимающаяся кролиководством.
Полковник пошёл в село
Не только спрос на диетическое мясо дал толчок развитию кролиководства, но и та помощь, поддержка, которая ему оказывается. Из областного бюджета сельхозтоваропроизводителям на содержание маточного стада предоставляется субсидия в размере 6000 рублей в год на одну родительскую особь. Кроме того, хозяйства, занимающиеся кролиководством, могут воспользоваться льготными кредитами, если планируют расширение производства.
— Если вы к нам приедете через месяц, будете присутствовать при__ торжественном мероприятии. Мы этот большой модуль, в котором будут содержаться полторы тысячи голов маточного стада, будем пускать в эксплуатацию, — показывая на сверкающее краской на солнце здание, говорит директор ООО «Авангард» Павел ГУСТЯ КОВ. — Как видите, кризис нам не страшен. Работаем. Этот модуль вместе с оборудованием обойдется нам в 10 миллионов рублей. Но он этих денег стоит. Таких единицы в России. Откуда знаю? Так по стране езжу, вижу.
Рядом с пусковым — еще два модуля. С маточным стадом. А во обще хозяйство разводит кроли ков разных пород: белый великан, серый великан, серебристый, шиншилла.
Заглянуть внутрь помещения Павел Евгеньевич категорически запретил, мотивируя это тем, что там больше тысячи крольчих с малышней. Зато показал, как в мини-фермах под навесами длиной в 80 метров вольготно себя чувствуют кролики, находящиеся на откорме.
— Наш кролиководческий комплекс — промышленное пред приятие, здесь все продумано, учтено, — пояснил Павел Густя ков. — Внедрены лучшие технологии содержания и кормления, которые есть в стране. Чтобы идти в ногу со временем, на раз личные выставки, «круглые столы» езжу в Москву, Петербург и в другие города. Вот 15 августа поеду в Казань на Всероссийский семинар кролиководов. Учусь всему новому сам и коллектив свой к этому призываю.
Чуть позже Густяков вспомнил о профессоре Игоре Михайлове из Санкт-Петербурга, который в свое время изобрел новый метод содержания кроликов, обещавший сногсшибательные результаты. «Я к нему в Питер ездил, был на его ферме за городом, — пояснил Павел Евгеньевич. — Поначалу мне, зеленому в этих делах, все казалось заманчивым и привлекательным. Но со временем разочаровался в широко разрекламированной технологии Михайлова, не получив обещанных грандиозных результатов. Да и трудностей очень много при обслуживании подобных ферм.
Густяков не только убедительно рассказывал, но и показывал чертежи и фотографии кролиководческих ферм со своими пометками на них. По ходу обстоятельной беседы не мог не спросить: откуда всё это у него? Какие институты за плечами? Ведь Павел Евгеньевич в прошлом — чело век сугубо военный. После школы поступил в военное училище, которое блестяще закончил. По службе продвигался быстро и уверенно, пройдя путь от лейтенанта до полковника…
В городе тесно
— Отслужив в вооруженных силах много лет в довольно высокой должности замначальника военного института, вы хорошую пенсию получаете, жилье есть — могли остаться в городе. Что потянуло на село? — интересуюсь у Павла Густякова.
— Действительно, пенсию дали большую, имелась отличная квартира, звали в различные фирмы: на производство, в бюджетные учреждения. Но мне почему-то хотелось заняться своим делом на селе. Почему именно здесь? На верное, потому что мои корни от сюда.
Родился Густяков и рос в боровичской деревне. Отец и мать работали в колхозе, и что такое крестьянский труд, он познал рано. А еще говорит: потянуло на село то, что с приходом Владимира Путина сельскому хозяйству в стране ста ли уделять большое внимание. Во всю начали говорить о нацпроекте «Развитие АПК».
— Телевизор включишь, газе ту откроешь, а там сообщают: в одном месте молочный комплекс строят, в другом — жилье, в третьем — мощную технику приобретают, — говорит он. — Думаю: а почему бы мне не попробовать свои силы? Ведь было мне чуть больше 45, и на здоровье не жаловался.
— На кроликах вы случайно остановились или как?
— Я свою жизнь строил и строю так, что случайностей почти не бывает. Выращивать кроликов — это моя мечта с 5—6 лет. В детстве хотелось, чтобы хоть один кролик был. Мечтал об одном кролике, а сегодня их у меня 12 тысяч!
Густяков признается, что без господдержки ему кролиководческий комплекс было бы не построить. Почти 20 миллионов рублей ушло на это дело. А что взамен предоставленных льготных кредитов получило государство? Начинали с нескольких тонн мяса, в прошлом году уже было получено 40 тонн, в этом — выходят на 55, а в следующем планируют 110 тонн получить. С пуском нового модуля для содержания маточного стада, согласно существующей технологии, поголовье превысит 50 тысяч.
Павел Густяков считает, что увеличить численность кроликов — не такая уж и сложная задача. В его планах — через пару лет иметь 100 тысяч таких красавцев. А пока главное — получать по максимуму отдачу от имеющегося поголовья. Применение компьютерных программ, работа четырех зоотехников, двух ветврачей, 15 кролиководов приносит свои плоды. От крольчихи приплод в год достигает свыше 25 кроликов. Их выращивание ведется до 100 дней.
— Чтобы они росли быстро и не болели, мы им создали надлежащие условия, — поясняет Павел Евгеньевич. — В помещениях тепло, светло, сухо, нет сквозняков. О сене, которого заготовили более 400 тонн, не говорю. Оно запасе но в лучшие сроки, одни листочки, аромат — как от цейлонского чая. Скармливаем и специальные кроличьи комбикорма, которые сами производим.
Меня, конечно, заинтересовало, насколько выгодно заниматься сегодня кролиководством. Павел Густяков коммерческие тайны не стал выдавать, только сказал, что рентабельность производства достигает 30%. Сегодня крольчатина идет нарасхват в Боровичах, Окуловке, Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге. И цена приличная — 250 рублей и выше за кило. Только давай!
— Мы все говорим о мясе кроликов, но есть еще и шкурки. Что с ними делаете?
— Еще не так давно они лежали невостребованными. Сей час, с развитием малого бизнеса, к нам все чаще обращаются предприниматели. Как я знаю, некоторые организовали пошив различных меховых изделий. Разумеется, предварительно решив вопрос с выделкой. Да и мы не собираемся стоять на месте. Решаем вопрос об организации такого же производства.
Вместо эпилога
Чем интересен Густяков и его бизнес? Наверное, тем, что он сегодня печется не только о том, чтобы у него все было благополучно, но и готов помочь людям, оказавшимся в условиях кризиса без работы или в трудном положении.
— Мы каждому желающему заняться кролиководством поможем молодняком. Кстати, в этом году уже продали населению почти 1000 кроликов, — обещает Густяков. — В нашем столярном цехе по заказу построим мини-фермы на любое поголовье, оснастим необходимым оборудованием. Готовы обеспечивать нашими специальными комбикормами. Разумеется, всех обратившихся к нам, и это мы уже делаем, станем консультировать, учить. Время кризиса надо использовать для развития, поиска выхода из ситуации, а не для отчаяния. Кролиководство может стать хорошим подспорьем и в личном подсобном хозяйстве, и на даче. Грех этим не воспользоваться.
Выгодное дело
Между тем спрос на диетическое кроличье мясо растет. Специалисты рекомендуют его для питания детям, кормящим матерям, людям престарелого возраста и страдающим заболеваниями печени, желудка, сердечнососудистой системы. По химическому составу мясо кролика выгодно отличается от говядины, баранины и свинины более высоким содержанием белка, низким — жира.
Спрос на рынке на это мясо способствовал росту численности кролей в нашей области. Это подтверждают сухие данные Новгородстата. По состоянию на 1 января текущего года (за полугодие органы статистики такие сведения не собирают), в хозяйствах всех форм собственности нашей области содержалось 26,3 тысячи кроликов, что составило 106% к уровню предыдущего года. Что касается реализации крольчатины, то в прошлом году ее всеми хозяйствами было поставлено 162 тонны — на 18% больше, чем в 2007 году.
В личных подсобных хозяйствах граждан на начало это го года имелось свыше 13 тысяч кроликов, и там тоже наблюдался рост поголовья. Разведением этих животных в нашей области более активно занимается население Батецкого, Боровичского, Окуловского, Новгородского и Шимского районов. В этих районах многие селяне на своих подворьях содержат свыше 100 кроликов, но есть и рекордсмены. Так, в хозяйстве Шаталова из Шимского района насчитывается 1000 кроликов, у Костюхина из Боровичского и Ботняра из Окуловского — по 3000. Признанным лидером в этом бизнесе является ООО «Авангард» из Боровичского района. Это, увы, пока единственная сельхозорганизация в области, занимающаяся кролиководством.
Полковник пошёл в село
Не только спрос на диетическое мясо дал толчок развитию кролиководства, но и та помощь, поддержка, которая ему оказывается. Из областного бюджета сельхозтоваропроизводителям на содержание маточного стада предоставляется субсидия в размере 6000 рублей в год на одну родительскую особь. Кроме того, хозяйства, занимающиеся кролиководством, могут воспользоваться льготными кредитами, если планируют расширение производства.
— Если вы к нам приедете через месяц, будете присутствовать при__ торжественном мероприятии. Мы этот большой модуль, в котором будут содержаться полторы тысячи голов маточного стада, будем пускать в эксплуатацию, — показывая на сверкающее краской на солнце здание, говорит директор ООО «Авангард» Павел ГУСТЯ КОВ. — Как видите, кризис нам не страшен. Работаем. Этот модуль вместе с оборудованием обойдется нам в 10 миллионов рублей. Но он этих денег стоит. Таких единицы в России. Откуда знаю? Так по стране езжу, вижу.
Рядом с пусковым — еще два модуля. С маточным стадом. А во обще хозяйство разводит кроли ков разных пород: белый великан, серый великан, серебристый, шиншилла.
Заглянуть внутрь помещения Павел Евгеньевич категорически запретил, мотивируя это тем, что там больше тысячи крольчих с малышней. Зато показал, как в мини-фермах под навесами длиной в 80 метров вольготно себя чувствуют кролики, находящиеся на откорме.
— Наш кролиководческий комплекс — промышленное пред приятие, здесь все продумано, учтено, — пояснил Павел Густя ков. — Внедрены лучшие технологии содержания и кормления, которые есть в стране. Чтобы идти в ногу со временем, на раз личные выставки, «круглые столы» езжу в Москву, Петербург и в другие города. Вот 15 августа поеду в Казань на Всероссийский семинар кролиководов. Учусь всему новому сам и коллектив свой к этому призываю.
Чуть позже Густяков вспомнил о профессоре Игоре Михайлове из Санкт-Петербурга, который в свое время изобрел новый метод содержания кроликов, обещавший сногсшибательные результаты. «Я к нему в Питер ездил, был на его ферме за городом, — пояснил Павел Евгеньевич. — Поначалу мне, зеленому в этих делах, все казалось заманчивым и привлекательным. Но со временем разочаровался в широко разрекламированной технологии Михайлова, не получив обещанных грандиозных результатов. Да и трудностей очень много при обслуживании подобных ферм.
Густяков не только убедительно рассказывал, но и показывал чертежи и фотографии кролиководческих ферм со своими пометками на них. По ходу обстоятельной беседы не мог не спросить: откуда всё это у него? Какие институты за плечами? Ведь Павел Евгеньевич в прошлом — чело век сугубо военный. После школы поступил в военное училище, которое блестяще закончил. По службе продвигался быстро и уверенно, пройдя путь от лейтенанта до полковника…
В городе тесно
— Отслужив в вооруженных силах много лет в довольно высокой должности замначальника военного института, вы хорошую пенсию получаете, жилье есть — могли остаться в городе. Что потянуло на село? — интересуюсь у Павла Густякова.
— Действительно, пенсию дали большую, имелась отличная квартира, звали в различные фирмы: на производство, в бюджетные учреждения. Но мне почему-то хотелось заняться своим делом на селе. Почему именно здесь? На верное, потому что мои корни от сюда.
Родился Густяков и рос в боровичской деревне. Отец и мать работали в колхозе, и что такое крестьянский труд, он познал рано. А еще говорит: потянуло на село то, что с приходом Владимира Путина сельскому хозяйству в стране ста ли уделять большое внимание. Во всю начали говорить о нацпроекте «Развитие АПК».
— Телевизор включишь, газе ту откроешь, а там сообщают: в одном месте молочный комплекс строят, в другом — жилье, в третьем — мощную технику приобретают, — говорит он. — Думаю: а почему бы мне не попробовать свои силы? Ведь было мне чуть больше 45, и на здоровье не жаловался.
— На кроликах вы случайно остановились или как?
— Я свою жизнь строил и строю так, что случайностей почти не бывает. Выращивать кроликов — это моя мечта с 5—6 лет. В детстве хотелось, чтобы хоть один кролик был. Мечтал об одном кролике, а сегодня их у меня 12 тысяч!
Густяков признается, что без господдержки ему кролиководческий комплекс было бы не построить. Почти 20 миллионов рублей ушло на это дело. А что взамен предоставленных льготных кредитов получило государство? Начинали с нескольких тонн мяса, в прошлом году уже было получено 40 тонн, в этом — выходят на 55, а в следующем планируют 110 тонн получить. С пуском нового модуля для содержания маточного стада, согласно существующей технологии, поголовье превысит 50 тысяч.
Павел Густяков считает, что увеличить численность кроликов — не такая уж и сложная задача. В его планах — через пару лет иметь 100 тысяч таких красавцев. А пока главное — получать по максимуму отдачу от имеющегося поголовья. Применение компьютерных программ, работа четырех зоотехников, двух ветврачей, 15 кролиководов приносит свои плоды. От крольчихи приплод в год достигает свыше 25 кроликов. Их выращивание ведется до 100 дней.
— Чтобы они росли быстро и не болели, мы им создали надлежащие условия, — поясняет Павел Евгеньевич. — В помещениях тепло, светло, сухо, нет сквозняков. О сене, которого заготовили более 400 тонн, не говорю. Оно запасе но в лучшие сроки, одни листочки, аромат — как от цейлонского чая. Скармливаем и специальные кроличьи комбикорма, которые сами производим.
Меня, конечно, заинтересовало, насколько выгодно заниматься сегодня кролиководством. Павел Густяков коммерческие тайны не стал выдавать, только сказал, что рентабельность производства достигает 30%. Сегодня крольчатина идет нарасхват в Боровичах, Окуловке, Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге. И цена приличная — 250 рублей и выше за кило. Только давай!
— Мы все говорим о мясе кроликов, но есть еще и шкурки. Что с ними делаете?
— Еще не так давно они лежали невостребованными. Сей час, с развитием малого бизнеса, к нам все чаще обращаются предприниматели. Как я знаю, некоторые организовали пошив различных меховых изделий. Разумеется, предварительно решив вопрос с выделкой. Да и мы не собираемся стоять на месте. Решаем вопрос об организации такого же производства.
Вместо эпилога
Чем интересен Густяков и его бизнес? Наверное, тем, что он сегодня печется не только о том, чтобы у него все было благополучно, но и готов помочь людям, оказавшимся в условиях кризиса без работы или в трудном положении.
— Мы каждому желающему заняться кролиководством поможем молодняком. Кстати, в этом году уже продали населению почти 1000 кроликов, — обещает Густяков. — В нашем столярном цехе по заказу построим мини-фермы на любое поголовье, оснастим необходимым оборудованием. Готовы обеспечивать нашими специальными комбикормами. Разумеется, всех обратившихся к нам, и это мы уже делаем, станем консультировать, учить. Время кризиса надо использовать для развития, поиска выхода из ситуации, а не для отчаяния. Кролиководство может стать хорошим подспорьем и в личном подсобном хозяйстве, и на даче. Грех этим не воспользоваться.
Василий ПИЛЯВСКИЙ