Среда, 17 июля 2024

Редакция

Примите заказ

{mosimage}Как заработать два миллиарда рублей

В условиях финансового кризиса правильная система госзакупок является эффективным механизмом экономии бюджета и поддержки местныхтоваропроизводителей. В нынешнем году, сообщает КУГИ по Новгородской области, потребность государственных заказчиков в товарах, услугах
и работах составляет свыше 4,5 млрд. рублей.

В системе регионального госзаказа сегодня важнейшим становится вопрос, куда пойдут эти бюджетные в буквальном смысле слова инвестиции - новгородским товаропроизводителям или их коллегам из соседних регионов? Лишь на первый взгляд проблема не представляется важной. Дескать, в любом случае госзакупки стимулируют родную экономику.

Угол отражения

Это действительно так, но есть нюанс: если, как говорится, свой покупает у своего (новгородский заказчик - у новгородского производителя), то в регионе остаются не только зарплаты производителей, но и налоги. А значит, бюджет пополняется. По меньшей мере - воспроизводится.

Судите сами, областная казна выделяет средства госучреждениям на закупку, скажем, молочных продуктов. Если 100% покупаем у местных производителей, то и налоги с их экономической деятельности поступят в региональный бюджет. А если, как было отмечено на июльском аппаратном заседании у губернатора Сергея МИТИНА, 37% молока и молочных продуктов мы покупаем за пределами региона, значит, стимулируем производство соседа.

В принципе в этом, повторимся, нет ничего предосудительного. Но косвенно неучастие региональных производителей в конкурсах на госзаказ тормозит развитие их же предприятий. И пример с молоком совсем не случаен. На молочном рынке сегодня ситуация архисерьезная: закупочные цены падают, поголовье дойного стада сокращается. По данным облстата, в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом 2008 года в Новгородской области поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 11,7%, коров - на 6,2%. Конечно, вывод, что это связано только с сужением рынка сбыта молока, будет однобоким. Но и считать, что данный фактор малозначителен, тоже нельзя.

Есть такая партия товара!

По данным Владимира ГАРНОВА, председателя комитета по управлению государственным имуществом области (органа, ответственного за организацию размещения заказов для государственных нужд), за 5 месяцев текущего года государственными заказчиками области закуплено товаров, работ, услуг по отдельным группам (мебель, мягкий инвентарь, мясо, хлебобулочные изделия, яйцо, овощи, фрукты, молочная продукция, строительство, ремонт, проектные работы, дороги) на сумму 392 млн. рублей (18,4 % от потребности). Из них только 17,8 % (70 млн. рублей) закуплено у иных товаропроизводителей (конкурентов из других регионов). Например, из 255,3 млн. рублей, направленных на строительство, ремонт, только 50,8 млн. рублей (19,9 %) освоены не подрядчиками Новгородской области.

Изменятся ли пропорции? Ведь большинство товаров и услуг мы вполне успешно производим сами: мебель, мягкий инвентарь, молоко, мясо, овощи, фрукты, хлебобулочные изделия, яйцо, строительные и ремонтные работы.

Некоторые новгородские товаропроизводители, особенно представители малого и среднего бизнеса, признаются, что еще не готовы брать на себя серьезные обязательства перед бюджетом. Другие отмечают, что не имеют ни времени, ни специалистов на подготовку заявок на участие в торгах, и потому даже не отслеживают предложения по госзакупкам, регулярно выставляемые на сайтах администрации области и муниципалитетов. Третьи опасаются рисков, связанных с ухудшением рыночной конъюнктуры, когда условия контрактов становятся невыгодными.

Система госзакупок работ, товаров и услуг подразумевает сокращение расходов госбюджета за счет снижения цены. Кто из поставщиков предложит минимальную цену, обязуясь при этом выполнить ряд условий по качеству, срокам поставок и объемам продукции, тому и достается госзаказ. При этом потенциальный поставщик должен быть примерным налогоплательщиком (задолженность по налогам и сборам не должна превышать 25%), не быть банкротом и не иметь арестованного имущества. Вообще, за срыв контракта грозят серьезные санкции, вплоть до судебных разбирательств и занесения в «черный список» недобросовестных поставщиков, преграждающий путь к участию в подобных конкурсах на 2 года.

Перекрёсток мнений

Юрий ПШЕНИЦЫН, генеральный директор ООО «Газэнергосервис»:

- За ходом выполнения контрактов, заключенных по результатам конкурсов, необходим более четкий контроль и жесткие санкции, вплоть до расторжения контракта по инициативе заказчика.  Одной из основных причин низкой эффективности участия новгородского бизнеса в госзакупках является и устоявшаяся практика формирования крупных лотов, когда несколько конкурсных позиций объединены в одном заказе. Условия, предполагающие внесение большого залога и не учитывающие специфику возможных поставщиков, автоматически исключают из конкурсантов небольшие, узкопрофильные предприятия.

Дмитрий ИГНАТОВ, генеральный директор ООО «Великоновгородская строительная компания»:

- Мы - постоянные участники тендеров. Но побеждаем редко, зато впоследствии работаем у победителей на субподряде. Правда, недавно предприятие выиграло тендер на ремонт школы-интерната в поселке Подберезье Новгородского района. В условиях кризиса для нас это большая удача.

Сергей КОДЫНЕВ, генеральный директор АНО «Новотест»:

- Хорошо налаженная система госзакупок могла бы стать действенной формой привлечения местного бизнеса к решению важных социально-экономических задач региона, обладающей не только стимулирующим, но и мультипликативным эффектом. Участие в конкурсах, например, на строительство жилья для ветеранов и детей-сирот, поставку металлопластиковых окон, могло бы дать дополнительную загрузку нашим предприятиям. Однако четко сформулированных предложений в этом сегменте пока не так много.

Тамара МАХОВСКАЯ, заместитель директора по хозяйственной части школы
№ 22 (Великий Новгород):

- В конкурсе на поставку товаров и продуктов мы не участвовали и о такой форме работы не слышали. Я считаю, что об этом нас мало информируют. А хотелось бы поучаствовать в таких программах, считаем, что это действительно выгодно.

Елена МАТВЕЕВА, директор гимназии № 4 (Великий Новгород):

- Мы участвовали в котировках и конкурсах. В этой форме работы есть свои плюсы и минусы. Например, одна из новгородских компаний выиграла конкурс по поставке мебели, но поставила такую, которая нам не понравилась, а ничего сделать нельзя. Теперь мы стали автономной гимназией и сами можем выбирать подрядчика.

Татьяна КОТОВА, главный врач детской областной больницы:

- В прошлом году мы столкнулись с двумя проблемами. Во-первых, аукцион могли проводить не по отдельным наименованиям товаров. Например, не по сметане, а в целом по молочным продуктам, что сразу уменьшало количество участников конкурса. А во-вторых, мы могли заключать контракты на поставки только на длительное время - квартал, полгода, что не устраивало производителей, ведь они обязаны были все это время не поднимать цены на привозимые нам продукты. Но в этом году ситуация изменилась: поправки к закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» дали возможность заключать контракты даже на месяц и дробить заказы. Сразу же появилось большое количество новгородских производителей, желающих участвовать в аукционах.

Валентина ИВАНОВА, главный врач Старорусской ЦРБ:

- На проведении аукционов экономишь средства. Если в прошлом году, когда мы только включились в работу по госзаказу и обкатывали методику, нам удалось сэкономить порядка 400 тысяч рублей, то за первое полугодие текущего года уже сберегли более полумиллиона рублей, на которые можем приобрести еще больше лекарств или продуктов для больных.

Владимир ТИМОФЕЕВ, главный врач Холмской ЦРБ:

- По закону на сумму до 100 тысяч рублей можно делать прямые закупки без проведения аукционов, что мы и стараемся делать, поскольку больница у нас небольшая.

Вместо эпилога

Итак, основными проблемными местами при проведении конкурсов на госзаказ сегодня
являются:

- слабая информированность потенциальных участников (при том, что сведения о конкурсах находятся в открытом доступе, публикуются в СМИ, ощущается явная нехватка специалистов на предприятиях-поставщиках, которые бы последовательно занимались отслеживанием и анализом этой информации);

- высокие отпускные цены на нашу продукцию, что понижает ее конкурентоспособность, а то и не позволяет заявиться на аукцион;

- неплатежеспособность партнера, неисполнение или ненадлежащее исполнение условий и сроков контракта;

- присутствие недобросовестных конкурентов, корпоративный сговор (на упомянутом аппаратном совещании приводились примеры, когда на конкурс по госзаказам заявлялись 17 участников, из которых 16 снимались в последний день).

Ольга СЕМЁНОВА,

Елена УСКОВА,

Людмила ДАНИЛКИНА,

Геннадий РЯВКИН
Фото Василия ПИЛЯВСКОГО