Понедельник, 25 ноября 2024

Редакция

Частная электричка

{mosimage}Почему проводники выступают против приватизации пригородных путей? В этой проблеме попытался разобраться корреспондент «НВ»...

В то время, когда РЖД ставит скоростные рекорды на отдельных участках российских железных дорог и принимает участие в многомиллионных международных проектах в таких странах, как Северная Корея, Иран, Ливия, пригородное сообщение в российских регионах практически приходит в упадок.

Битва за место

Я смотрю видеокадры, записанные проводниками на мобильный телефон: на перроне, у которого стоит пригородная электричка, - страшная давка, перерастающая в настоящую драку. Плачут дети, кричат женщины. Это посадка в вагоны пригородного поезда Санкт-Петербург - Луга. Причем в будний день.

По словам новгородки Елены Н. (свою фамилию она просила не называть), работающей на этом составе проводницей, подобная картина давно стала привычной. Увы, не только в Ленинградской области, но и в наших новгородских электричках. После таких поездок люди вынуждены обращаться к врачам. Да и сама Елена не так давно во время посадки получила травму, когда рискнула утихомирить пассажиров.

Началась железнодорожная «ходынка» летом прошлого года, когда ОАО «Российские железные дороги» учредило Северо-Западную пригородную пассажирскую компанию (ППК). «Дебютантка» занялась, как и предписывает название, пригородными перевозками. В том числе по Новгородской области.

В прошлом году убытки компании на заметно нерентабельном пригороде составили 1062 миллиона рублей. Естественно,  менеджменту была поставлена задача - как можно больше сократить эксплуатационные расходы. Как это стали делать?

Прежде всего оптимизировали график движения, сократив количество пригородных поездов на линиях. Да и оставшиеся стали значительно короче. Люди, вынужденные добираться до мест назначения в битком набитых вагонах, стали называть электрички «скотовозами» и писать жалобы во всевозможные инстанции.

Будто в отместку жалобщикам с нерентабельных маршрутов максимально убрали поезда повышенной комфортности, переведя их на более выгодные направления. Сегодня в составе некоторых электричек мягкие вагоны остались, но билеты туда также продаются без мест и по такой же стоимости, как и во все остальные. Именно это и вызывает столпотворение при посадке - люди стремятся попасть в такой вагон, устраивая на перронах бойню.

Следствием оптимизации стали грязь и беспорядок в «секвестированных» пригородных электричках, которые ведь перевозят прежнее, только плотнее сгруппированное количество пассажиров.  Вот впечатление от поездки в пригородном поезде одного из них, новгородца Виктора ВЕРБИЦКОГО:

- Мне часто приходится ездить в питерских и новгородских электричках. Такого насмотрелся! В вагонах курят и пьют, в тамбурах страшная грязь, стекла разбиты. Иногда даже становится страшно за собственное здоровье. Ведь теперь нет, по сути дела, никакого контроля со стороны милиции или каких-либо других контролирующих органов. Почему с нами так обращаются? Почему мы не достойны добираться до пунктов назначения в нормальных, человеческих условиях?!

Вопрос еще тот. Но специалисты говорят, что в скором времени ситуация на пригородном сообщении может усугубиться еще больше.

От нас отказались!

В редакцию газеты обратились проводники ПТО «Новгород пассажирский» Волховстроевской дирекции по обслуживанию пассажиров на пригородном сообщении. Сделать это их заставило известие о переводе коллектива в частную аутсординговую компанию ООО МРК «Сплав», которая выиграла тендер на право обслуживания пассажиров в пригородных поездах. Конкурс объявила, разумеется, компания «ППК».

В Великом Новгороде уже прошла первая встреча с новыми работодателями, которая, по мнению железнодорожников, показала полную неготовность фирмы к такого рода работе, как пассажирские перевозки. Сомневающиеся передали журналистам копии двух обращений от себя и своих питерских коллег, адресованных руководству Октябрьской железной дороги, профсоюзным лидерам, а также председателю правительства Владимиру Путину.

Вот строки из коллективного письма начальнику Октябрьской железной дороги, председателю территориальной профсоюзной организации и председателю правительства Владимиру Путину от проводников ПТО «Новгородский пассажирский»:

«Мы категорически против такого перевода! Люди вынуждены просто подписать себе приговор. Для нас совершенно не созданы условия труда. В пунктах оборота нет никаких условий для межрейсового отдыха, отсутствует коллективный договор, в котором предусматриваются социальные льготы. У новой фирмы нет договоров с поликлиниками на прохождение медицинского осмотра, а это значит, мы будем вынуждены делать это за свои деньги, не решен вопрос бесплатного проезда к месту работы и права на бесплатный ежегодный проезд во время отпуска. А обучение в вузах и техникумах по целевым направлениям? А наши здравницы? Мы теряем не только свой многолетний стаж, но и наш профессиональный праздник - День железнодорожника! Что страшно - в конечном итоге пострадают пассажиры: те, для кого мы работаем! Оставьте нас в составе железной дороги и не допустите развала пригородного пассажирского хозяйства!».

Мне удалось встретиться с проводниками, которые согласились побеседовать, но просили об анонимности, боясь репрессий со стороны нового работодателя. Они хором сетовали на то, что их под угрозой увольнения заставляют переходить в частную компанию:

- На все претензии и вопросы нам отвечают одно: «Не хотите, не надо! Других найдем!».

- Мы значительно теряем в заработной плате!

- Теперь никому не нужны профессионалы и те трудовые династии, которыми так гордилась железная дорога!

- Частные компании не заинтересованы тратить деньги ни на наше обучение, ни на техническое обслуживание составов, а вагонный парк и так плохонький! О пассажирах давно никто не думает!

- Составы сократили, а пассажиров меньше не стало!

С мнением проводников полностью согласился и заместитель начальника Волховстроевской дирекции по обслуживанию пассажиров пригородного сообщения, в которую входит и наше ПТО «Новгород пассажирский» Владимир КАЮРОВ:

- То, что происходит с пригородным сообщением, вызывает шок. Повсеместно сокращаются маршруты, в том числе и в Новгородской области. За примерами далеко ходить не надо. Два маршрута: Хвойная - Пестово и Хвойная - Будогощь, убрали, и только после многочисленных жалоб пассажиров вернули. Маршрут Хвойная - Подберезье возвращать не собираются. Сокращается и число вагонов, и количество проводников, обслуживающих составы. Ни о каком комфорте для пассажиров речи быть не может.

Председатель территориальной профсоюзной организации Борис ПАЛЬЦЕВ добавил:

- Во время встречи с руководством ООО МРК «Сплав» я задал руководству пять конкретных вопросов, и ни на один не получил ответа. До сих пор компания не заключила договоры с медицинскими учреждениями, в которых проводники проходили бы медицинские комиссии, ничего не ясно с оплатой проезда к месту работы, что для нас злободневно. Никто теперь не собирается заниматься профессиональным обучением проводников и многим другим. А профсоюзную организацию и вовсе назвали никому не нужной пирамидой. По моему мнению, пригородное сообщение, которое отдали непрофессионалам, уверенно идет к развалу. Сначала стали убирать поезда повышенной комфортности, теперь отказываются от профессиональных проводников и заявляют, что готовы набрать новых хоть с улицы. Если раньше убыточное пригородное сообщение компенсировали грузовые перевозки и региональные власти, то теперь это делается за счет сокращения составов, сотрудников, повышения цен на билеты - то есть в конечном итоге за счет пассажиров. Раньше руководство железной дороги любило говорить о «лице компании», а теперь какое оно, это лицо?!

Как рулят, так и едем

 Но самое страшное, на чем заостряли внимание собеседники, - это ухудшение безопасности движения. Уже сейчас в пригородных поездах нарушаются правила и нормы пассажирских перевозок. Вагоны большинства электричек в летний сезон, когда грузопоток возрастает в разы, переполнены настолько, что пожилому человеку добраться до своей дачи стало не только проблематично, но и опасно. Так что тот оптимизм, с которым генеральный директор ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» Константин ВОРОНЦОВ, выступая перед журналистами весной этого года, заявил, что железная дорога готова к летнему периоду, не оправдан.

Второй момент, на который обращают внимание проводники, - это их профессиональное обучение. И если отсутствие возможности в пунктах оборота отдохнуть между рейсами просто отразится на качестве обслуживания пассажиров, то отказ от системной профессиональной подготовки и переподготовки может привести к настоящим трагедиям на железной дороге.

Как показали собрания с участием руководителей ООО МРК «Сплав», компания и не задумывается о проведении с проводниками регулярных инструктажей по безопасности движения, по охране труда. Не идет речь и о проводимых ранее технических занятиях. По словам железнодорожников, уже сейчас частные компании не заинтересованы вкладывать деньги в ремонт и техническое обслуживание железнодорожных составов. Профсоюзный лидер Борис Пальцев сравнивает частную электричку с аварийным маршрутным такси, не исключая вероятности того, что не за горами времена, когда место квалифицированного машиниста займет гастарбайтер.

Проводники заявили, что копии своих обращений, под которыми уже сегодня более сотни подписей, они передадут в прокуратуру, так как передача железнодорожных пассажирских перевозок не только лишает их будущего, но и ставит под угрозу тысячи людских жизней.

Светлана ДУБОВИЦКАЯ