Среда, 17 июля 2024

Редакция

Въехали в проблему

{mosimage}Вступили в силу новые правила лицензирования и обучения вождению

Изменения начали действовать с 1 июля. Отныне автошколы, претендующие на право продления или же получения в первый раз лицензии, дающей возможность оказывать услуги по обучению вождению, должны выполнить ряд очень дорогостоящих требований по техническому переоснащению автодромов
и учебных машин.

Так, согласно новым правилам площадь автодрома должна быть не менее одного гектара. На нем должен быть установлен работающий светофор, правдоподобная имитация железнодорожного переезда, сделаны многочисленные разметки. Кроме того, в каждой экзаменационной машине, помимо дополнительных педалей управления, зеркал заднего вида и опознавательных знаков «учебное транспортное средство», должны быть установлены комплексы аудио- и
видеонаблюдения, которые будут следить за кандидатом в водители во время экзаменационного проезда по городу, а также за дорожной обстановкой. Записанные данные будут регистрироваться и храниться в ГИБДД.
Еще автошколы должны обзавестись аппаратно-программными комплексами (АПК), устанавливаемыми в учебных заведениях. Эта техника будет тестировать психофизические качества будущего водителя. АПК позволит определить, можно ли вообще допускать того или иного человека к управлению автомобилем и на что в каждом индивидуальном случае следует делать акцент при обучении. Комплекс, по утверждению разработчиков, способен оценивать глазомер, восприятие пространства и времени, эмоциональную устойчивость, распределение внимания и многое другое.
Уже сейчас беспокоиться нужно тем автошколам, срок лицензии которых истекает в этом году после 1 июля, потому как без выполнения вышеназванных требований данные образовательные учреждения потеряют право продолжать свою деятельность. Им в срочном прядке нужно изыскать средства на переоборудование автодромов. У тех же школ по вождению, срок лицензии которых истекает через год или два, еще есть время не спеша произвести необходимые изменения.
— Новые правила лицензирования нацелены на то, чтобы автошколы более качественно готовили водителей, чтобы условия учебной езды были по максимуму приближены к реальным, — говорит директор Новгородского учебно-курсового комбината Николай КОРЕГИН. — И это правильно. Однако встает вопрос: где найти средства на переоснащение автодромов и машин? По самым скромным подсчетам, нашей авто-
школе нужно порядка 1 млн. 850 тыс. рублей.
Понятно, что собственные расходы автошколы будут возвращать путем увеличения стоимости обучения, которая в этом году составляет уже и так более 21 тыс.
рублей (в 2008 году — около 17 тыс. рублей).
И все же в автошколах Великого Новгорода признают: требования к оборудованию учебных автодромов выполнимые. К примеру, в Новгородской школе «Таксопарк плюс» видеоаппаратуру на учебные автомобили установили, не дожидаясь новых правил. Николай ЦАЛКО, председатель областного совета РОСТО, в чьем ведении находятся курсы по подготовке водителей в 11 районах области, сказал, что для того, чтобы имеющиеся автодромы привести в соответствие новым правилам, потребуются десятки миллионов рублей:
— В районах области для начала нужно будет заасфальтировать площадки, а потом уже думать о светофорах и железнодорожных переездах. Впрочем, в Боровичах уже начали на автодроме производить изменения. В прошлом году в Старой Руссе установили на машины АПК.
Специалисты уверены, что нововведения нужны — они позволят и более качественно готовить водителей, и отсеять фирмы-однодневки, которые целью ставят не процесс обучения, а быстрое обогащение.
Однако руководители школ и курсов по вождению области в один голос заявляют о другой надвигающейся проблеме. В ноябре 2011 года вступит в силу новая методика принятия экзаменов по вождению. Согласно ей первая часть практического экзамена — вождение на площадке — будет сдаваться только на полностью автоматизированном автодроме. Весь процесс будет фиксироваться с помощью специальных датчиков и записывающего оборудования, передающего данные на диспетчерский пульт. Такой подход, как считает начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Виктор Кирьянов, позволит устранить во время сдачи экзаменов так называемый «человеческий фактор». Проще говоря, это позволит свести к минимуму случаи дачи взяток, которые претенденты на получение водительских прав могут предложить инспекторам в обмен на их лояльность в процессе экзамена.
— Зарубежные варианты автоматизированных комплексов для принятия экзаменов по вождению стоят порядка полутора миллионов долларов, — продолжает разговор Николай Корегин. — Российский аналог обойдется приблизительно в 50 миллионов рублей плюс еще миллионов 20—30 на подготовительный этап — асфальтирование, коммуникации, оснащение экзаменационных машин необходимой аппаратурой и другое. Для автошкол Новгородской области, даже в складчину, — это неподъемная сумма. Кроме того, согласно методике первая часть экзамена по вождению — теоретическая — должна будет проводиться исключительно методом программированного контроля знаний и только в отделениях регистрационно-экзаменационных отделов (РЭО) ГИБДД, а не в автошколах, как сейчас. В нашей области лишь в РЭО Великого Новгорода имеются восемь компьютеризированных мест для сдачи теории, да в этом году планируется еще десять мест оборудовать в Боровичах. И это все. Может получиться так, что к 2011 году все автошколы региона переоборудуют свои учебные площадки, закупят всю необходимую аппаратуру и будут готовить учеников согласно новым требованиям, а получить водительские права люди не смогут, поскольку не будет в области ни одного автоматизированного автодрома и компьютеризированных мест для сдачи теории при РЭО. Решение этих проблем, однозначно, не должно быть переложено только на плечи автошкол. Нужно искать выход всем заинтересованным структурам области, включая и ГИБДД, и органы образования.
Начальник межрайонного регистра-
ционно-экзаменационного отдела ГИБДД по Новгородской области Иван СМОРОДИН сообщил корреспонденту «НВ», что в ближайшее время в Администрацию Новгородской области будет отправлено письмо с просьбой о содействии в решении вопроса о строительстве автоматического автодрома. По словам Ивана Трофимовича, нашему региону в идеале нужно иметь три такие экзаменационные площадки — в Великом Новгороде, Боровичах и Старой Руссе. На это потребуется порядка 150 млн. рублей. Пока, до 2011 года, нужно возвести хотя бы одну.
— Что же касается сдачи теоретической части экзамена в электронном виде на специально оборудованных компьютеризированных местах, — заметил Иван Смородин, — новая методика допускает прием не только на базе РЭО, но и в автошколах, если там будет установлена необходимая техника и компьютерная программа по тестированию, которую, к слову сказать, ГИБДД может предоставить учебным организациям по вождению. Но на сегодняшний день ни в одной из почти полусотни автошкол области таких компьютерных рабочих мест нет.
В общем же, в отличие от многих других регионов, в Новгородской области вступившие в силу новые требования по лицензированию и грядущие изменения в приеме экзамена по вождению не вызывают паники. Автошколы региона принимали активное участие в обсуждении проектов этих документов и в той или иной степени готовы к переменам, которые продиктованы все ухудшающейся ситуацией на дорогах.

Людмила ДАНИЛКИНА
Владимир МАЛЫГИН (фото)