Дело техники
«Автоспецоборудование» («АСО»), когда-то работавшее на оборонку, а последние годы пребывавшее в кризисе, в конце минувшей недели представило руководству области, сельхозпроизводителям и дилерам новую модельную линейку. По словам его нового директора Андрея МЕЛЕХИНА, предприятие займётся выпуском тракторомобилей, изобретения Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института «НАМИ», а также зерновых бункеров-перегружателей, вакуумных зерноперегружателей, временных зернохранилищ и мобильных сепараторов двойной очистки, разработанных Группой компаний «Юнион».
Губернатору Сергею МИТИНУ идея понравилась. Как сказал глава области, «тот вид продукции, выпуск которой намерено освоить предприятие, является востребованным в нашей стране и будет востребован в будущем. Особенно тракторомобили. Они будут нужны не только в агропромышленном комплексе, но и в целом в народном хозяйстве».
Тракторомобиль позиционируется как техника для фермеров: это гибрид грузовика малого класса и трактора. Грузовую платформу можно демонтировать и вместо неё прицепить навесную технику: двухкорпусный плуг, грабли, борону, культиватор, картофелесажалку. Кабина рассчитана на трех человек.
Как считает Иван ГЕЛЕТЕЙ, руководитель фермерского хозяйства из Боровичского района, тракторомобиль будет необходим мелкому крестьянскому хозяйству на стартовом этапе деятельности. По словам Андрея Мелехина, завод уже подписал более 20 протоколов о намерениях с фермерами Краснодарского края, Ростовской и Новгородской областей о приобретении тракторомобилей.
Купить или не купить?
Остальную технику по зернообработке «АСО» намеревается выпускать в рамках консорциума со своим эксклюзивным партнёром ГК «Юнион». По словам директора новгородского завода, «гвоздем» линейки является зерновой бункер-перегружатель.
— Эта техника позволяет сделать цикл сбора и доставки зерна до места хранения почти непрерывным, — рассказывает директор «АCО». — Идущий вслед за комбайном бункер, наполнившись, уезжает на край поля, где за 3—4 минуты пересыпает зерно в грузовик и возвращается. Таким образом, комбайн увеличивает свою суточную выработку.
Однако, по мнению директора ООО «Прожектор» Валерия ИВАНОВА, бункер стоимостью 1,4 млн. руб. не скоро сможет окупить себя. «Я его использовал бы максимум месяц в году, — рассуждает Валерий Иванов. — На эти деньги можно купить два трактора «МТЗ» или один «КаМАЗ». Они бы работали на хозяйство круглый год».
Но бизнесмен не исключает, что его коллегам в южных регионах России, где обороты зернопроизводства высокие и экономия времени стоит на первом месте, такая техника очень пригодится.
Область поддержит
По итогам презентации между администрацией Новгородской области, ОАО «АСО» и ГК «Юнион» был подписан трёхсторонний протокол о намерениях на 2009—2010 годы. Руководство области планирует поддержать предприятие налоговыми льготами, включив «АСО» в программу госзакупок и предоставив кредитные гарантии.
По словам Андрея Мелехина, в перспективе предприятие планирует выпускать пять тысяч единиц техники в год, для чего на заводе, где сейчас трудятся чуть более 80 человек, создадут 250 дополнительных рабочих мест. Проблема в том, что у «АСО» пока хватило средств только на выпуск опытных образцов. Для запуска полноценного производства требуется кредит в размере 250 млн. руб. Деньги нужны на подготовку конвейерной и окрасочной линий, линии сварки кузовных деталей и пополнения оборотных средств. Сейчас руководство предприятия ведёт переговоры о кредите с тремя крупными российскими банками.
Елена КУЗЬМИНА
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)