Таким образом можно будет контролировать качество услуг, оказываемых отелями, и создать условия для повышения конкурентоспособности, считает ФАС.
Единая система классификации появилась в России в 2005 году, и пока только руководство гостиниц решает, получать «звёзды» или нет.
На сегодняшний день городские гостиницы пользуются «звёздами», приобретёнными ещё до отмены обязательного присвоения категории или полученными в результате сертификации. Заново подтверждать свой статус официально владельцы пока не стремятся.
По словам Татьяны Отсолайнен, начальника отдела маркетинга отеля «Волхов», в Новгороде несколько гостиниц с одинаковым количеством «звёздочек» оказывают услуги разного качества.
— Наша гостиница будет работать в соответствии с законом, и, пока рекомендация не станет обязательной, получать категорию не будет, — говорит Валентина АНТОНОВА, заместитель генерального директора, гостиницы «Интурист». — Хотя это позитивное начинание, так как гости должны знать статус гостиницы, принятый официальными органами, а не полагаться на то, что администрация «сама себе нарисует».
Мнение новгородских отельеров относительно введения обязательной процедуры получения классности неоднозначно — кроме позитивных моментов в процессе легко найти и отрицательные стороны.
— Для того чтобы подтвердить «звёздность», необходимы очень большие расходы, — рассказывает Наталья БОРИСОВА, юрист отеля «Береста Палас». — Речь идёт даже не об оплате работы комиссии по присвоению категории, а о состоянии гостиницы. Например, наше качество обслуживания полностью соответствует заявленному статусу в четыре «звезды», а вот техническое оснащение, находящееся в эксплуатации 17 лет с момента постройки, нуждается в серьёзном подтягивании. Я не думаю, что владельцы гостиниц поспешат выполнять рекомендательное предложение, хотя официально подтверждённый статус — это выгодно: если русские посетители обращают меньше внимания на количество «звёзд», то для интуристов уровень обслуживания очень важен.
По мнению Олега КУРИЛОВА, директора гостиницы «Новгородская», присвоение «звёзд» — двоякий процесс.
— Если закон примут, то он будет действовать для всех, но есть ряд маленьких частных гостиниц, которым получать «звёздочки» совершенно не выгодно. Да и вообще, привлекать посетителей в гостиницу нужно не количеством «звёзд», а разумной ценовой политикой.
Как говорят управляющие гостиниц, для Новгорода «звёздный» вопрос не очень актуален: в обычное время гостиницы заполняются на 40—50%, мест не хватает только в определённые моменты, такие, как будущие праздники. Но в этом случае «звёздочки» большой роли не играют.
Оценивая городской гостиничный рынок в целом, отельеры в основном подтверждают честное соотношение оказываемых услуг и количества «звёздочек», полученных при сертификации, об этом же свидетельствуют и гости Великого Новгорода. Однако в гостиницах отмечают, что при введении обязательной классификации ситуация может измениться в сторону понижения.
Мария КЛАПАТНЮК
Андрей КОТКИН (фото)