Понедельник, 25 ноября 2024

Редакция

Концы с концами

{mosimage}Закупочные цены на молоко стремительно пошли вниз, приводя сельчан в ужас

На этой неделе состоялось совещание руководителей крупных сельхозорганизаций, перерабатывающих предприятий, заместителей глав районных администраций, курирующих АПК. Обсуждался архиважный вопрос, что предпринять для исправления ситуации, которая сложилась с закупочными ценами на молоко.
Кто виноват?
— Она не то что сложная, а критическая. И терпение сельхозников уже кончилось, — подчеркнул вице-губернатор Александр ФИЛИППОВ, открывая совещание. — Это мы видим, встречаясь с руководителями, специалистами хозяйств, животноводами, это подтверждают и два письма, одно из Пестовского, другое — из Батецкого района, которые пришли на имя губернатора.

Под каждым из этих писем подписались практически все руководители коллективных и владельцы личных подсобных хозяйств, фермеры указанных районов. Как набат звучит их призыв о помощи. Одно из писем было зачитано.
«Мы, руководители хозяйств Пестовского района, обращаемся к вам (губернатору
Сергею Митину. — В.П.) за содействием в решении вопроса о повышении закупочных цен на молоко, — говорится в послании. — С 25 апреля с.г. закупочная цена на молоко ЗАО «Лактис» была снижена на 1 рубль и сегодня составляет 8,5—9 рублей за 1 килограмм. Отдел закупок этого предприятия поставил нас в известность, что это снижение закупочной цены — не последнее. В результате наши хозяйства не в состоянии гасить кредиты, взятые в банке, своевременно выплачивать зарплату, обновлять технику и внедрять новые технологии. Снижение закупочных цен на молоко привело к сокращению численности коров. В частном секторе, например, буренок нынче поубавилось на 16 процентов по сравнению с прошлым годом. Беспокоит, что в то время, когда снижаются закупочные цены на молоко, цены на электроэнергию растут».
В таком же духе написано и письмо батецких руководителей хозяйств. Как было заявлено, каждый из присутствовавших на совещании готов под этими письмами поставить свою подпись. При этом отмечалось, что понять переработчиков молока можно: у них проблемы с реализацией произведенной продукции. ЗАО «Лактис», например, до сих пор не может сбыть сухое молоко, выработанное в прошлом году, а срок его хранения истекает. Но при этом участники совещания предупреждают и о стратегических последствиях проводимой ценовой политики: «Если сейчас сельхозпроизводителя не поддержат, то может случиться так, что до конца года тому же «Лактису» и остальным молокозаводам попросту нечего будет перерабатывать. Молока не станет, поскольку нет никакого смысла его производить».


Камо грядеши?
Что в этих условиях вынуждены делать хозяйства, для того чтобы снизить себестоимость молока, которая значительно выше закупочной цены? Они специально сокращают его производство путем исключения из рациона дойного стада комбикормов. И что в итоге получится? Это приведет к срыву выполнения плановых показателей как по продуктивности коров, так и по валовому производству молока, и хозяйства не получат средств из областного бюджета в том количестве, в котором могли бы получить при нормальной работе.
Как отмечалось на совещании, ситуация на селе усугубляется еще и тем, что идет вырезание крупного рогатого скота. Была озвучена такая цифра: за четыре месяца численность областного стада сократилась на 2551 голову по сравнению с уровнем прошлого года. В качестве маленькой отдушины, а не выхода из создавшегося положения, на совещании приводился пример ОАО «Ермолинское» Новгородского района, которое занимается продажей молока на сельскохозяйственном рынке «Центральный» в Великом Новгороде и создает свой мини-цех по переработке молока, который в середине лета планирует запустить.
— Этим мы вроде бы возвращаемся в 90-е годы прошлого столетия, когда сельчан поставили в такие условия, что они вынуждены были заниматься не свойственным им делом, — заявил на совещании генеральный директор «Ермолинского» Виктор ВИТВИЦКИЙ. — Нам уже сегодня кое-кто говорит, что мини-переработка — явление временное, чтобы только ближайшие два-три года пережить. Хорошо! Но зачем мы тогда создаем этот мини-цех, тратя на него миллионы, если в скором времени отпадет в нем необходимость? Да, будет у нас переработка, и если бы я не был уверен, что за четыре месяца наш цех окупит вложенные затраты, я бы никогда не стал его строить. А то, что представители «Лактиса» и других молокозаводов плачутся на свою тяжелую жизнь, — сказки и не более того.
Грустную картину, сложившуюся в животноводстве, дополнил информацией директор муниципального сельхозпредприятия «Вяжищи» из Новгородского района Вячеслав ГРИГОРЬЕВ. Когда в прошлом году цена на молоко была почти 15 рублей за 1 килограмм, коллектив с большим энтузиазмом взялся за реконструкцию комплекса в Фарафонове, получив на это банковский кредит на 55 миллионов рублей. Еще один кредит на 40 миллионов рублей пошел на закупку племенных нетелей в Венгрии. «Я не знаю, как при существующих ценах на молоко я буду возвращать эти кредиты и как будет жить наше хозяйство», — с горечью признался Григорьев. 


Что делать?
Что же делать в этой ситуации? Надо сказать, предложений на совещании поступило немало. Одни требовали, чтобы «Лактис» больше не снижал закупочные цены: для селян это будет катастрофой. Первый заместитель генерального директора «Лактиса» Руслан ДАУТОВ тут же проинформировал присутствующих, что их компания этого делать не будет. Более того, «Лактис» максимально сократил завоз сырого молока на переработку из соседних регионов, ориентируясь на новгородского производителя. Кроме того, чтобы увеличить сбыт переработанного молока и молочной продукции, компания реализует проект по созданию в Великом Новгороде сети так называемых «Народных магазинов», где цены на молоко и молочную продукцию будут несколько ниже, чем в других.
Были предложения перебросить средства на поддержку производства молока, предназначенные для сельхозтоваропроизводителей в областном бюджете, из других статей в «молочную», и вообще на это важное дело денег не жалеть. Председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию области Елена ПОКРОВСКАЯ доложила участникам совещания, что те средства, которые предназначены для села, выделяются. Высказывались предложения обратиться в Правительство РФ, чтобы оно поддержало производство молока так, как поддержало автопром, нефтяников и банки. Но тут же прозвучало, что многие регионы с подобным вопросом обращались и в правительство, и в Минсельхоз, но действенных мер не дождались. Хорошо, если они разрабатываются…
Были такие, которые призывали привести к порядку торговлю, которая якобы в то время как производители молока бедствуют, живет припеваючи. Так оно или нет — решено разобраться. Но уже сейчас ясно, что проблема не только в одной торговле, а в том, что продолжает сокращаться потребление молока и молочных продуктов населением. Подчеркивалось, что в нашей области оно составляет сейчас 2/3 от нормы.


Вместо эпилога
Александр Филиппов поручил облсельхозкомитету в ближайшие дни собрать информацию о средней закупочной цене на молоко за первый квартал в соседних регионах и изучить, как там власти решают проблему, с которой столкнулись новгородцы, и учесть чужой опыт при выработке своего плана действий. Конкретные рекомендации, пожелания было предложено внести Агропромышленному союзу Новгородской области, областной Ассоциации производителей и переработчиков молока.Предполагается в начале будущей недели их обсудить и принять решения. Ситуация того требует.

Василий ПИЛЯВСКИЙ
Фото автора