Понедельник, 25 ноября 2024

Редакция

Считаем необходимым

{mosimage}Вице-губернатор Александр ГАБИТОВ рассказал «НВ» о предложениях, которые администрация Новгородской области внесла в Правительство РФ для включения в программу антикризисных мер.



— Александр Фирович, поскольку меры противостояния кризису носят в основном экономический характер, пожалуйста, уточните, какие основные отрасли определяют структуру экономики Новгородской области и каковы ее особенности?
— Ключевой показатель, характеризующий основные макроэкономические тенденции, — это валовой региональный продукт. В прошлом году он достиг 104,8 миллиарда рублей, темпы роста к 2007 году составили 119%. Это лучший показатель за последние 10 лет развития области.

Отмечу, что наша экономика достаточно диверсифицирована. Ни одно из новгородских предприятий не вносит более 25% в ВРП. Отсутствие в валовом региональном продукте добычи углеводородного сырья делает экономику области более устойчивой к колебаниям конъюнктуры мирового рынка, что, безусловно, в условиях кризиса является позитивным моментом.
Сравнивая структуру ВРП области и валового внутреннего продукта страны, можно отметить, что в нашем регионе доля обрабатывающих производств в два раза больше, чем в структуре ВВП России, а значит, рост ВРП области в основном обусловлен выпуском высокотехнологичной продукции, а не продажей природных ресурсов.
— Поскольку 64% территории области покрыто лесом, интересно узнать о состоянии лесопромышленной отрасли.
— К сожалению, в лесопромышленном комплексе сложная обстановка и, кстати сказать, типичная для многих регионов России. Это связано в первую очередь с экспортно ориентированным характером нашего лесного производства. И основная задача — сохранить отрасль и бизнес, работающий на заготовке и переработке леса. Поскольку ряд лесозаготовителей несут сейчас убытки, мы предложили внести изменения в статью 73 Лесного кодекса РФ, которые устанавливают оплату арендных платежей по договорам аренды лесного участка в 2009 году исходя из объемов фактической заготовки древесины. Это первое. Второе: необходимо, не откладывая надолго, отменить вывозные таможенные пошлины на продукцию лесопромышленного комплекса (в том числе — на балансовую древесину), обеспечить финансирование работ по лесоустройству и кадастровому учету земель лесного фонда за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, Федеральным законом от 14 марта 2009 года «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в часть 8 статьи 29 кодекса, которыми определено, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Ранее действовавшее положение Лесного кодекса предусматривало заготовку древесины без предоставления лесного участка по договорам купли-продажи лесных насаждений, заключенным по результатам аукционов по продаже права на заключение такого договора. Так вот, в настоящем законе не предусмотрена заготовка древесины в коммерческих целях, в том числе и проведение в этих целях аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений.
Замечу, что комитетом лесного хозяйства Новгородской области в 2007—2008 годах ежегодно на лесных аукционах продавалось более 1 миллиона кубометров древесины на корню. В 2009 году планировалось проведение лесных аукционов по продаже древесины в объеме 1 миллиона кубометров, отчего поступления платежей в областной бюджет должны были составить 93 миллиона рублей. Однако с внесением изменений в Лесной кодекс и прекращением аукционов поступление платежей в областной бюджет снизится на 90 миллионов рублей.
Кстати сказать, заготовками древесины по результатам аукционов занимались более 1500 мелких лесозаготовителей (частных предпринимателей), которые потеряли право на заготовку древесины по результатам аукционов, что неизбежно вызовет сокращение работающих ориентировочно на 7 тысяч человек. Кроме этого, можно прогнозировать увеличение самовольных рубок и незаконного оборота древесины.
Считаем, что данные изменения в законе направлены на увеличение аренды, но сегодня, в условиях кризиса, когда отсутствуют рынки сбыта заготовленной древесины, аренда лесных участков часто становится убыточной. Арендаторы начинают расторгать договоры аренды. Единственная возможность для них — покупать древесину на корню на лесных аукционах. Поэтому предложено введение изменений статей федерального закона отложить на два года, то есть ввести в действие с первого января 2011 года.
— Ценовая политика отечественных энергетиков болезненно бьет по сельхозтоваропроизводителям. У администрации области и на этот счет есть свое мнение…
— Мы предложили ежегодно устанавливать тарифы на энергоносители не выше уровня прогнозируемой инфляции и приостановить реализацию постановления Правительства РФ от 7 апреля 2007 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу определения объемов продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам» на период действия негативных процессов в экономике государства.
В 2008 году соотношение регулируемых и нерегулируемых тарифов на электроэнергию составляло: 95% — регулируемые, 5% — нерегулируемые. С первого января 2009 года это соотношение составляет 65 на 35%, а с первого июля будет 50 на 50. Это увеличит финансовую нагрузку на сельхозтоваропроизводителей более чем на 40% в части оплаты электроэнергии.
Мы просим внести изменения в приказ Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 6 августа 2007 года «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», выделив из группы «прочие потребители» отдельно группу «сельхозтоваропроизводители» — с возможностью оплачивать электроэнергию по стопроцентно регулируемому тарифу.
Для всех потребителей электрической энергии необходимо продлить период перехода к полной либерализации рынка электроэнергии (100% оплаты по рыночным нерегулируемым тарифам) с 1 января 2011 года на более поздний срок.
— Небезызвестные события на Парфинском фанерном комбинате подтолкнули к корректировке Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», который в большей степени защищает права и интересы собственника имущества должника, а не кредиторов. В чем суть предложений администрации области?
— Прежде всего важно предусмотреть право органов прокуратуры либо иного уполномоченного органа государственной власти обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании организации несостоятельной (банкротом) в случае наличия у нее просроченной задолженности по заработной плате перед работниками за период свыше двух месяцев в размере не менее 50 тысяч рублей; обязать руководителя организации-должника обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании организации несостоятельной (банкротом) в случае наличия просроченной задолженности по заработной плате перед работниками за период свыше трех месяцев; при наличии просроченной задолженности по заработной плате за период свыше двух месяцев решением арбитражного суда отстранять руководителя организации-должника от должности в процедуре наблюдения; ограничить права собственников организации-должника в распоряжении имуществом организации-должника при наличии просроченной задолженности перед работниками по заработной плате и по платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
Принятие этих мер, с нашей точки зрения, позволит предотвратить рост задолженности по заработной плате и связанные с ним негативные социальные последствия в обществе.
— Еще одна наша жесткая позиция в разделе «Обеспечение доступности жилья».
— Да, мы считаем необходимым пересмотреть систему проведения конкурсов в части строительной деятельности в соответствии с федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Аукцион только по критерию на снижение цены без внесения поправок в антимонопольное законодательство и без принятия жесткой тарифно-ценовой политики с целью сдерживания роста цен на жилье не дает ожидаемых результатов. Это чревато появлением новых незавершенных объектов в жилищном строительстве и образованием армии обманутых вкладчиков.
Конкурсный отбор целесообразно дополнить такими критериями, как: баланс предприятия (наличие задолженности, средняя заработная плата), квалификационный состав, наличие производственной базы, организация входного и операционного контроля качества выполняемых работ.
Необходимо включить юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (государственные и муниципальные учреждения), в число застройщиков, которые вправе привлекать денежные средства граждан и юридических лиц на основании договоров участия в долевом строительстве при условии переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности или аренды. Все это позволит продвинуть решение вопроса доступности жилья, в том числе для специалистов социально значимых профессий.
— Александр Фирович, руководство области в своих предложениях не обошло вниманием и такой социальный раздражитель, как замену натуральных льгот по оплате услуг ЖКХ денежными средствами. Что конкретно вы предлагаете?
— Одним из условий предоставления нашей области, как и другим регионам страны, субсидий на развитие социальной и инженерной инфраструктур является наличие нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации или муниципальных правовых актов, предусматривающих предоставление гражданам не позднее чем с 1 января 2010 года социальных выплат (субсидий) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (в том числе путем перечисления средств на имеющиеся или открываемые гражданами банковские счета). Для снятия социальной напряженности мы считаем необходимым установить срок введения монетизации льгот по оплате ЖКУ не ранее 1 января 2011 года.
— Насколько мне известно, администрация области внесла в правительство пакет предложений по обеспечению населения продовольственными товарами первой необходимости по доступным ценам, формированию эффективного рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия?
— У нас несколько конкретных предложений. Например, действующим законодательством предусмотрено предоставление до 1 января 2009 года торговых мест на всех розничных рынках гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, с применением упрощенной формы договора. Считаем целесообразным установить для данной категории продавцов постоянное право применения упрощенной формы договора о предоставлении торгового места.
Эффективное развитие торговли должно происходить в рамках федерального закона «Об основах государственного регулирования и развития торговой деятельности в Российской Федерации», который до настоящего времени не принят. А ведь данный закон должен урегулировать ряд вопросов: утверждение перечней социально значимых товаров, на которые государство должно установить предельный размер торговой наценки. При этом предлагаем формирование и утверждение перечня таких товаров, предельного размера торговой наценки отнести к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Считаем, что необходимо установить для стационарных торговых объектов крупного и сверхкрупного формата (с торговой площадью от 3000 кв. м) долю присутствия продукции местного производства в ассортименте товаров одного вида — не менее 60%. Нужно разработать формы типового договора между сетевыми торговыми организациями и производителями продовольственных товаров, предусмотрев возможности отсрочки платежа за поставленный товар в пределах срока его реализации.
— Губернатор Сергей Митин неоднократно указывал, что назрела необходимость упорядочить лекарственное обеспечение населения. Эта проблема стала притчей во языцех...
— Да, у нас вызывает серьезное беспокойство обеспечение населения лекарственными препаратами, особенно проживающих в сельской местности. Ну разве могут оставить равнодушным такие цифры: по состоянию на 1 марта текущего года рост цен на отечественные лекарственные средства составил от 30 до 40%, на импортные — от 40 до 50%. Причем ценообразование на лекарственные средства изменилось по всей товаропроводящей сети: повышение отпускных цен производителем, дистрибьютором соответственно отозвалось ростом цен в розничной торговле. Ситуация в коммерческом розничном звене усложнилась еще и тем, что производители лекарственных препаратов, дистрибьюторы сократили отсрочки платежей (товарный кредит) для аптечной сети с 90 календарных дней до 5—10 дней, а в ряде случаев перевели оплату товара на предоплату или оплату по факту поставки, что повлекло затруднение деятельности аптечной сети, и особенно сельских аптек, где оборот товара более замедлен. Мы предложили правительству внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, включив отпуск лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам в понятие розничной торговли, что позволит упростить систему налогообложения аптечных учреждений. Необходимо предусмотреть индексацию субвенций на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 года.
Считаем также необходимым внести изменения в Федеральный закон «О лекарственных средствах» в части разрешения реализации лекарственных препаратов через фельдшерско-акушерские пункты работникам с высшим или средним медицинским образованием, что значительно улучшит лекарственное обеспечение селян. Проблема обеспечения лекарственными средствами сельских жителей стоит очень остро. В настоящий момент реализация лекарств осуществляется в аптечных учреждениях работниками, имеющими высшее или среднее фармацевтическое образование.
Вот вкратце суть предложений администрации области в правительственную антикризисную программу. Добавлю, что они созвучны с мнением руководства большинства субъектов Российской Федерации.

Евгений МАЛЬКОВ
Владимир МАЛЫГИН (фото)