Пятница, 10 января 2025

Редакция

Строителям нужен налоговый кредит

{mosimage}По официальным данным, в январе 2009 года ввод жилья в целом по области увеличился почти на 30% к аналогичному периоду прошлого года. Несомненно, это отголоски «лучших времен», когда отрасль была на подъеме, деньги у строителей были, а покупатели не знали отказа в ипотеке. Сегодня эксперты говорят, что наибольшие убытки от кризиса несет именно строительная отрасль. О том, что происходит в сфере строительства жилья, рассказывает Виктор АНТЮФЕЕВ, генеральный директор ООО «Управляющая компания «Партнер», входящего в холдинг «Деловой партнер».
— Основные новгородские застройщики еще осенью, чувствуя изменения на рынке, заявили о том, что скорее будут сокращать объемы, чем снижать стоимость квадратного метра. Какой путь сегодня более правильный?
— Сегодня рентабельность строительства квартир в наших кирпичных домах едва превышает нулевую отметку. Есть миф, который раздувается в обществе, что на стройке получают сверхприбыли. Но никто не поставил себе задачу подсчитать себестоимость. Сегодня в Великом Новгороде она составляет 30—40 тысяч рублей за квадратный метр. Все зависит от того,  на каких условиях фирма получает участок, есть ли там инфраструктура, надо ли расселять жильцов домов, идущих под снос, и прочее. В областном центре нет «чистых» участков — везде снос и подведение новых коммуникаций. По большому счету, предприятие должно быть гибким и использовать все законные возможности для того, чтобы сохранить себя и рабочие места.
— Недавно, выступая на заседании антикризисной комиссии, вы говорили губернатору, что в связи со значительным сужением рынка сбыта вашего кирпича и железобетонных изделий «Деловому партнеру» пришлось «реанимировать» подзабытые с 90-х годов бартерные схемы.
— Наш главный производитель кирпича, ООО «Комбинат стройматериалов», вынужденно простоял январь и только в марте вышел на 50% производительности. Пришлось снизить и цены на кирпич, чтобы повысить его конкурентоспособность на рынке.
Хотя и раньше на внутриобластной рынок мы поставляли всего 40% своей продукции, все остальное уходило в Питер. Сегодня мы договорились с петербургскими партнерами о том, что поставим кирпич в обмен на квартиры. Но они будут готовы лишь к началу 2010 года, тогда их можно будет продать и получить деньги. А зарплату рабочим нужно платить уже сегодня, но это наши трудности. Будем брать банковские кредиты, и это поможет удержать сотрудников. Потому что специалисты на сегодня — самое ценное, что у нас есть. Часть работающих на том же «КСМ» для сохранения численности перевели на четырехчасовой рабочий день, а у ИТРовцев в целом по компании были вынуждены сократить зарплату на 50%.
— Вы можете оценить, что происходит на новгородском рынке строительства жилья на примере своей компании? Наверное, это будет показательно: ведь ваша доля составляет около 25% от всего строящегося жилья.
—  В год мы обычно вводим в эксплуатацию в среднем 25 тысяч квадратных метров жилья. Сегодня  законсервировали 55 тысяч квадратных метров — это наш почти двухгодичный объем. В основном это дома в Псковском микрорайоне, куда уже вложено порядка 150—200 млн. рублей. Но там, к счастью, у нас нет обязательств перед дольщиками, а те дома, квартиры в которых проданы, будут закончены по графику.
— Как вы относитесь к тому, что государство может помочь строителям, выкупая сегодня у них готовое жилье? Вот в Петербурге провели эксперимент, взяв для военнослужащих около 900 квартир по цене 47 тысяч за квадрат…
— ... и то предложений от застройщиков было мало. И речь шла только о пригороде — поселке Шушары. На самом деле, когда я разговаривал с питерскими строителями, их цена для панельных домов составляет 55 тысяч за квадрат, а для кирпичных — на уровне 70 и выше. Получается, себе в убыток. Но, видимо, у компании не было другого выхода, как согласиться с предложением правительства Петербурга.
Новгородским строителям хотелось бы более плотного сотрудничества с администрацией области. Ведь за полтора года нас, строителей, ни разу не собрали и не выслушали. Есть насущные проблемы отрасли, решить которые администрация области могла бы на уровне Федерации. Мои коллеги говорят, что сегодня речь идет не о прибылях, а о сохранении рентабельности хотя бы на нулевом уровне.
— У вас есть конкретные предложения?
— Я спрашивал у банкиров, кто-нибудь из предприятий за последнее время получил длинные деньги, хотя бы на три года? Отвечают — нет. Дают на один год, максимум на полтора. Это очень короткие сроки: не успел получить кредит, как тут же его надо отдавать. Сегодня надо вливать деньги в реальный сектор: на рынке нет оборотных средств. А деньги — это кровь экономики. Решить эти проблемы можно только в правительстве страны, внеся туда предложения из регионов. И второе. Бизнес был бы рад получить налоговый кредит. Даже не так называемые «налоговые каникулы», а рассрочку платежей под определенный процент. Люди, которые работают в сфере производства, думают именно так. Мы не отказываемся от выплаты налогов — только государство получит их позже
 
Юлия ГЕНЕРОЗОВА
Владимир МАЛЫГИН (фото)