Понедельник, 25 ноября 2024

Редакция

Операция «Кооперация»

В Великом Новгороде прошла конференция «Развитие компании в современных условиях», ставшая заключительным мероприятием в серии семинаров и тренингов для предприятий малого и среднего бизнеса.
Встреча была организована центром обучения и развития «Бизнес Персонал» при поддержке администрации Новгородской области.
Одной из главных на конференции обещала стать тема субконтрактинга и промышленной кооперации. Производственники большинства стран рассматривают ее как важный инструмент экономии собственных ресурсов. В Финляндии, например, до 60% от общих объемов работ промышленных предприятий выполняют субподрядчики.
— Сотрудничество малого и крупного бизнеса у нас не развито, в то время как выгода от него для всех сторон очевидна. На многих новгородских заводах имеются незадействованные площади, которые можно сдавать в аренду предпринимателям и одновременно размещать у них заказы на условиях субконтракта, например, на производство комплектующих или на предоставление логистических, строительных и других услуг, — комментирует Александр Григорьев, председатель комитета экономики администрации Великого Новгорода.
Однако «круглого стола» на тему кооперации между большими и малыми не получилось. От лица крупного бизнеса выступил лишь генеральный директор ОАО «Трансвит», председатель совета областной ассоциации товаропроизводителей «Новгород» Игорь Сусанин. А самих предпринимателей набралось не более двух десятков.
— Львиную долю в себестоимости любой продукции занимают материально-технические издержки. Если бы в этом направлении малый бизнес предложил конкурентоспособные услуги, крупный бизнес не стал бы пользоваться другими предложениями и отказался бы от содержания непрофильных служб, — отметил Игорь СУСАНИН.
Предложения такие есть, но о многих из них крупные промышленники даже и не догадываются. Чтобы кооперация развивалась, нужна информационная площадка с базой данных: где, какие, в каком объеме услуги нужны и кто, когда и по какой цене их может предложить.
В других регионах такой площадкой стали субконтрактинговые центры, созданные на базе технопарков и центров поддержки предпринимательства, а также торгово-промышленные палаты.
— Руководство Новгородской ТПП готово помочь в решении проблемы налаживания контактов «больших» с «малышами». Через систему ТПП России (а их более 160) информация о предлагаемых товарах и услугах дойдет до любого потенциального потребителя. Однако главная сложность в том, что сами предприниматели до последнего времени почти не проявляли инициативы, — считает начальник отдела внешних связей НТПП Наталья МИХАЙЛОВА.
По мнению Сергея ВАСИЛЬЕВА, доцента кафедры управления и делового администрирования экономики НовГУ, малый бизнес мог бы работать и неплохо зарабатывать на субконтрактинге:
— Потенциал огромный: строительство, логистика, информационные, инжиниринговые, клининговые услуги, обслуживание ЖКХ. Но традиции деловой среды, изначально предполагающие низкий уровень доверия к партнерам и исполнительской дисциплины, становятся серьезным препятствием к развитию субконтрактинга в Новгородской области.
 
Ольга СЕМЁНОВА