{mosimage}Состоялось совещание по итогам работы пассажирского транспорта Новгородской области в 2008 году и перспективах на 2009 год
Участники сошлись во мнении, что за многие годы впервые в регионе проводится столь представительное совещание по проблемам пассажирского автотранспорта. В обсуждении вопросов участвовали не только руководители автотранспортных предприятий, но и главы районных, городских и сельских муниципальных образований.
Важнейший сегмент в дальнейшем развитии региона — пассажирский автотранспорт, у которого сегодня немало проблем. «Эта отрасль испытывает организационные, экономические и финансовые сложности, что подтверждает поток жалоб, — проинформировал собравшихся губернатор. — Среди бед — отсутствие современного транспорта, четких графиков движения пассажирских транспортных средств, отсутствие возможностей довести до автотранспортных организаций те льготы, что сегодня администрация области распределяет среди нуждающихся слоев населения. Все это и приводит к нагромождению проблем, которые мы на днях разбирали в Любытинском и Мошенском районах, когда транспортники говорят, что автобусы не ходят, потому что нет пассажиров. А пассажиры — обратное: они не ездят, так как их не обслуживают. Потому и надо принять конкретные меры, которые помогут жителям области решить транспортные проблемы в соответствии с современными стандартами жизнеобеспечения и функционирования областей, городов и населенных пунктов…».
Падение на трассах
В валовом региональном продукте доля пассажирского автотранспорта занимает 11,2%. На территории области пролегли 456 маршрутов общей протяженностью более 25 тысяч километров. На рынке платных пассажирских перевозок работают 28 специализированных предприятий, перевозящих ежегодно более 100 млн. человек. Но… в прошлом году пассажиропоток снизился на 8,4%.
«Из 28 автопредприятий 16 закончили 2008 год с убытками», — констатировал заместитель главы администрации области Анатолий ПОТЕМКИН. При этом Анатолий Николаевич подтвердил финансовую поддержку администрацией области автопредприятий: из консолидированного бюджета области на компенсацию выпадающих доходов перевозчиков от предоставления льгот на проезд отдельных категорий граждан и регулирование тарифов на городских и пригородных перевозках транспортным организациям в 2008 году выделено почти 247 млн. рублей. А в нынешнем сумма превысит 273 млн. рублей.
Но дело не только в компенсациях или убыточных маршрутах, о которых так любят говорить некоторые руководители транспортных организаций. Просто необходимы предпринимательская инициатива, желание развивать родственные виды деятельности — грузовые и коммерческие перевозки, услуги спецавтотехники, ремонт и техобслуживание стороннего транспорта и так далее.
По мнению Анатолия Потемкина, среди первоочередных мер по улучшению работы пассажирского автотранспорта — снижение себестоимости пассажироперевозок не менее чем на 10%; повышение качества и уровня безопасности обслуживания пассажиров, установление законодательными актами областной Думы единых требований ко всем участникам рынка пассажироперевозок, внесение изменений и дополнений в региональное законодательство, регулирующее деятельность пассажирского транспорта общего пользования, утверждение маршрутной сети регулярных пассажирских перевозок в секторе пригородного и муниципального сообщений, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования…
— А не разумно ли нам последовать примеру крупных российских городов и ввести в автобусах Великого Новгорода электронную систему оплаты проезда? — предложил на совещании председатель правления Автотранспортного союза Новгородской области Алексей ФЕДОСЕЕВ. — Да, это стоит недешево — 30 миллионов рублей. Но всё окупится за год. Ведь сегодня на маршрутах областного центра работают 380 кондукторов со средней зарплатой в 10 тысяч рублей. Внедрив новую систему, мы откажемся от их услуг и сэкономим за год на зарплате 36 млн. рублей. Кроме того, общие доходы автопредприятий вырастут минимум на 15%.
Об этом решено подумать. Транспорт — структура социальная, здесь одной бухгалтерией не обойдешься. Нужно учитывать и человеческий фактор. Сэкономить за счет массового увольнения людей в такое время, какое переживаем сейчас, — простое решение только с виду…
Зеленоглазое такси
Кстати, Федосеев же поднял вопрос и о работе такси. Конкретно и нелицеприятно. «Только в Великом Новгороде данным видом перевозок занимается 30 предприятий различных форм собственности, — заметил он, — Это — 1300—1500 автомобилей. Но многие машины имеют неприглядный внешний вид. Грязные как снаружи, так и в салоне. В конце концов, надо решать вопрос и о применении таксометров».
Тему расширил мэр Великого Новгорода Юрий БОБРЫШЕВ. Ранее подписанные правила перевозки граждан с тем же таксопарком оказались кабальными для городской администрации, отметил он, поскольку таксопарк не брал на себя абсолютно никаких обязательств, оставляя их исключительно на плечах города. «Сегодня мы разработали новые правила, которые устанавливают порядок и единую прозрачную политику в таксомоторном сервисе, определяющую внешний вид машин, безопасность перевозок, техническое состояние автомобиля и даже внешний вид человека за рулем. Естественно,
предусмотрены и соответствующие санкции за нарушения», — предупредил градоначальник.
Юрий Бобрышев обозначил еще одну проблему — гастарбайтеры за рулем маршрутных такси. В одном только таксопарке работает около 50 гастарбайтеров, которые ни по своему внешнему виду, ни по профессиональной подготовке не соответствуют требованиям, предъявляемым к перевозке пассажиров. Тогда как у нас достаточно своих водителей-новгородцев, которые ищут работу. «Мы эту проблему в ближайшее время решим», — заверил мэр.
Юрий Бобрышев проинформировал участников совещания, что принято решение в текущем году не повышать стоимость единого социального проездного билета, да и вообще стоимость проезда в общественном транспорте Великого Новгорода.
Глава Боровичского городского поселения Александр КОСТЮХИН заявил, что перевозчики пассажиров терпят огромные убытки из-за социальных проездных билетов, и предложил областной администрации провести монетизацию этой льготы, что якобы особенно разумно в период кризиса…
Подводя итоги совещания, Сергей Митин отметил следующие моменты: «Проблемы услуг такси должны решаться принятием областного закона, регламентирующего данный вид пассажирских перевозок. Надо запретить гастарбайтерам работать на пассажирском автотранспорте, поскольку они не могут обеспечить безопасность движения. Поднимать ли цены на проезд в общественном транспорте или продолжать компенсировать из областного бюджета затраты на перевозки? Если поднимать цены, то что скажут пенсионеры, инвалиды, малоимущие граждане, школьники, которых в области 347 тысяч человек? Этот вопрос мы должны решить с вами вместе и каждый в своем округе, районе, в своем поселении. Нужно смотреть, есть ли у людей возможность платить сегодня столько, сколько фактически стоит проезд в общественном транспорте. Это надо все тщательно проанализировать, просчитать и только тогда принимать решение».
Губернатор не против того, чтобы привлекать к пассажирским перевозкам индивидуальных предпринимателей, но только в рамках общих требований ко всем перевозчикам.
Обмен предложениями на совещании, по мнению губернатора, поможет разработать программу развития автотранспортных услуг в Новгородской области.
Крик души
Тема пассажирских перевозок достаточно остро прозвучала во время недавней рабочей поездки губернатора области в Мошенской муниципальный район (см. 2-ю стр. — Ред.). Сергею Митину было передано коллективное письмо жителей деревень Городищи и Петрово в газету «Новгородские ведомости», которые возмущены тем, что фактически перестал ходить автобус по маршруту Боровичи — Морозово — Боровичи. Из этих, в частности, деревень крайне проблематично стало доехать до районного центра, не говоря о Великом Новгороде. Людям не попасть к врачам, чиновникам, не съездить за покупками. В общем, оказались отрезанными от внешнего мира. «Всякому терпению наступает предел. Хотелось бы наконец получить от наших властей вразумительный ответ: как долго будет продолжаться это безобразие, когда будет наведен порядок?», — спрашивают авторы письма.
— Решение этой уже ставшей типичной проблемы зависит еще и от того, как себя ведут муниципалитеты, автотранспортные предприятия, потому что зачастую этот бизнес просто паразитирует, — прокомментировал ситуацию корреспонденту «НВ» Сергей Митин. — Что касается письма в редакцию, мы в этом сейчас разбираемся…
Стали разбираться. «Мы написали кучу бумаг, прошений, но, увы, проблема не решена», — откровенно признала на встрече с губернатором глава Городищенского сельского поселения Антонина СОКОЛОВА.
А что собравшиеся услышали от Ивана ЛОМОВЦЕВА, директора Боровичского автотранспортного предприятия, которое и предоставляло свои услуги жителям Городищ и Петрова? Да очень короткое объяснение: «Данный автобусный маршрут является убыточным. Протяженность маршрута — 450 километров в день. Выручка — 750 рублей. Администрация Мошенского района не может покрыть убытки. Да и желающих ездить нет…».
— Не надо вводить в заблуждение. Наши люди ездят. И потому есть необходимость в автобусном сообщении. Это не просто заявление, а крик души всего населения Городищ, — парировала претензии автотранспортника Антонина Соколова.
— Вы должны прежде всего составить расписание движения автобусов и по нему работать, — предложил спорящим Сергей Митин. — Пусть будут убытки. Мы с ними разберемся. Возможно, часть из них возьмет на себя Мошенской район, часть — Боровичи и областная администрация. Но проблему надо решать, а не кивать друг на друга.
Тут же выяснилось, что между администрацией сельского поселения и Боровичским автопредприятием даже нет официально оформленного графика движения автобусов. Все держалось на уровне устной договоренности. А это мало кого к чему обязывает.
Полемика разгорелась. О безобразном автотранспортном обслуживании тут же заявили главы и других поселений. Хор возмущенных голосов. В итоге решили так. После встречи остаются те главы поселений, у которых есть проблемы с автотранспортным пассажирским обслуживанием, руководство Боровичского автотранспортного предприятия и договариваются об алгоритме совместных действий.
Сутками позже я связался по телефону с главой Городищенского сельского поселения Антониной Соколовой. Чувствую по голосу — она в тревожно-приподнятом ожидании «чуда»: «Деньги за первый квартал боровичским автотранспортникам будут перечислены. Договорились, что ранее составленное расписание автобусов будет выполняться, а именно сохранятся рейсы дважды, утром и вечером, в понедельник и пятницу, а в воскресенье — вечерний рейс. Мы сейчас готовимся. Надеюсь, к хорошему. Наступит пятница, и посмотрим, насколько соблюдается график движения и к чему привели наши просьбы и жалобы. Так что поживем и увидим…».
Владимир БОГДАНОВ (фото)