Как сэкономить полсекунды на зимней дороге
На большей части России наступление зимы, несмотря на глобальное потепление, добавляет головной боли автомобилистам — вместе с минусовой температурой на дорогах появляются снег и лед, и, следовательно, водителям необходимо пересмотреть сформировавшуюся за лето манеру управления автомобилем. В противном случае, первый гололед можно встретить в кювете, или, в худшем случае, на больничной койке. Помочь справиться с зимней дорогой должны советы шеф-инструктора школы водительского мастерства Эрнеста ЦЫГАНКОВА.
1. Чтобы адаптироваться к новым дорожным условиям, нужно время: кому-то две недели, кому-то — три. Первую неделю водитель должен вести себя очень осторожно, чтобы просто понять поведение автомобиля. Все резкие маневры, резкие торможения нужно пока исключить. Кроме этого, необходимо «удлинить» дистанцию, так как увеличивается тормозной путь.
2. Если автомобиль не оборудован ABS (антиблокировочной системой), то на скользкой дороге надо использовать импульсные приемы торможения. Например, существует прерывистый способ: чтобы эффективно замедлить движение машины там, где чередуются асфальт и лед, надо нажать на тормоз, отпустить полностью, снова нажать. Короткие быстрые нажатия на педаль тормоза стоит применять и на очень скользкой дороге.
С ABS остановиться в гололед легче, потому что датчики этой системы сами распознают состояние дорожного покрытия. Однако если у вас АBS включается очень часто — по нескольку раз в течение дня — это плохой признак. Значит, вы просто опаздываете с началом торможения. У профессионала ABS включается за зиму всего несколько раз.
Кроме того, антиблокировочная система изменяет тормозную динамику — при ее включении машина тормозит то лучше, то хуже, в зависимости от того, что под колесами. На дороге с неоднородным сцеплением — например, асфальт — лед — асфальт — лед, — электроника иногда перестает тормозить, чтобы сохранить устойчивость автомобиля. А водитель оказывается к этому не готов. То есть он рассчитывает на стабильное торможение, а получается, что автомобиль то хорошо замедляется, то тормоза не работают. Это часто приводит к стрессу и панике.
Я советую даже тем, у кого есть современный автомобиль с системами активной безопасности, учиться ездить так, чтобы они не включались. ABS начинает работать при усилии на педали от 15 до 25 килограммов, в зависимости от модели машины. Надо уметь тормозить и плавно, и импульсно, не активируя электронику.
3. Есть принципиальное отличие между управлением автомобилем с механической и автоматической коробкой передач в зимних условиях. Механическая коробка, если, конечно, человек владеет ею, позволяет более активно сопротивляться критической ситуации. «Автомат» более пассивен. В последних автоматах есть и ручное переключение передач, но обычно, когда человек привыкает к «автомату», он вообще перестает что-то переключать и, если так можно выразиться, «растренировывается».
Во-вторых, для стабилизации автомобиля во внештатных ситуациях существуют уникальные приемы, например, такие как «газ-тормоз»: когда одна нога нажимает на газ, другая — на тормоз. А на «автомате» этого делать нельзя. Автоматическая коробка не любит, когда нажимают сразу на две педали: это противоречит принципу ее работы.
Хотя если у человека машина с автоматической трансмиссией, то было бы хорошо, если бы он научился тормозить левой ногой, отпуская в этот момент правой педаль газа. Этот навык может пригодиться в критической ситуации, так как перенос ноги с одной педали на другую приводит к потере драгоценного времени — в среднем полсекунды.
Правда, надо оговориться, что с таким приемом могут быть проблемы. У обычного человека левая нога к торможению не подготовлена. А правая, даже у людей, которые за рулем совсем недавно, постоянно работает — нажимает то газ, то тормоз, — и человек умеет дозировать ее усилие на педали. Зато левая нога, если у водителя машина с «механикой», только нажимает-отпускает сцепление, а если «автомат» — то вообще ничего не делает. Поэтому она не «чувствует» педали, и если водитель нажмет левой ногой на тормоз, то с непривычки тут же заблокирует колеса.
1. Чтобы адаптироваться к новым дорожным условиям, нужно время: кому-то две недели, кому-то — три. Первую неделю водитель должен вести себя очень осторожно, чтобы просто понять поведение автомобиля. Все резкие маневры, резкие торможения нужно пока исключить. Кроме этого, необходимо «удлинить» дистанцию, так как увеличивается тормозной путь.
2. Если автомобиль не оборудован ABS (антиблокировочной системой), то на скользкой дороге надо использовать импульсные приемы торможения. Например, существует прерывистый способ: чтобы эффективно замедлить движение машины там, где чередуются асфальт и лед, надо нажать на тормоз, отпустить полностью, снова нажать. Короткие быстрые нажатия на педаль тормоза стоит применять и на очень скользкой дороге.
С ABS остановиться в гололед легче, потому что датчики этой системы сами распознают состояние дорожного покрытия. Однако если у вас АBS включается очень часто — по нескольку раз в течение дня — это плохой признак. Значит, вы просто опаздываете с началом торможения. У профессионала ABS включается за зиму всего несколько раз.
Кроме того, антиблокировочная система изменяет тормозную динамику — при ее включении машина тормозит то лучше, то хуже, в зависимости от того, что под колесами. На дороге с неоднородным сцеплением — например, асфальт — лед — асфальт — лед, — электроника иногда перестает тормозить, чтобы сохранить устойчивость автомобиля. А водитель оказывается к этому не готов. То есть он рассчитывает на стабильное торможение, а получается, что автомобиль то хорошо замедляется, то тормоза не работают. Это часто приводит к стрессу и панике.
Я советую даже тем, у кого есть современный автомобиль с системами активной безопасности, учиться ездить так, чтобы они не включались. ABS начинает работать при усилии на педали от 15 до 25 килограммов, в зависимости от модели машины. Надо уметь тормозить и плавно, и импульсно, не активируя электронику.
3. Есть принципиальное отличие между управлением автомобилем с механической и автоматической коробкой передач в зимних условиях. Механическая коробка, если, конечно, человек владеет ею, позволяет более активно сопротивляться критической ситуации. «Автомат» более пассивен. В последних автоматах есть и ручное переключение передач, но обычно, когда человек привыкает к «автомату», он вообще перестает что-то переключать и, если так можно выразиться, «растренировывается».
Во-вторых, для стабилизации автомобиля во внештатных ситуациях существуют уникальные приемы, например, такие как «газ-тормоз»: когда одна нога нажимает на газ, другая — на тормоз. А на «автомате» этого делать нельзя. Автоматическая коробка не любит, когда нажимают сразу на две педали: это противоречит принципу ее работы.
Хотя если у человека машина с автоматической трансмиссией, то было бы хорошо, если бы он научился тормозить левой ногой, отпуская в этот момент правой педаль газа. Этот навык может пригодиться в критической ситуации, так как перенос ноги с одной педали на другую приводит к потере драгоценного времени — в среднем полсекунды.
Правда, надо оговориться, что с таким приемом могут быть проблемы. У обычного человека левая нога к торможению не подготовлена. А правая, даже у людей, которые за рулем совсем недавно, постоянно работает — нажимает то газ, то тормоз, — и человек умеет дозировать ее усилие на педали. Зато левая нога, если у водителя машина с «механикой», только нажимает-отпускает сцепление, а если «автомат» — то вообще ничего не делает. Поэтому она не «чувствует» педали, и если водитель нажмет левой ногой на тормоз, то с непривычки тут же заблокирует колеса.