Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Рыба поворачивает к берегу

{mosimage}Второй конкурс на право заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков на Ильмене еще раз подтвердил: рыбацкая вольница для некоторых закончилась. Отрасль, славившаяся браконьерством и коррупцией, становится законопослушной.

— Конкурсы будут способствовать тому, что на наше уникальное озеро и на другие водоемы области придут истинные рыбаки, которые смогут эффективно вести промысел, перерабатывать добытые биоресурсы и поставлять их на прилавки наших магазинов, — уверен председатель комитета охотничьего и рыбного хозяйства Новгородской области Карл СИБУЛЬ.

Такой вывод глава ведомства сделал на основе анализа  заявок, пришедших на конкурсы. На последний, например, на 30 рыбопромысловых участков на Ильмене заявки подал 21 участник. Варягов нет  — претенденты все наши, из Великого Новгорода и Старой Руссы. Многие подали одновременно заявки сразу на 8—10 участков, которые им приглянулись. В итоге оказалось, что на отдельные участки претендуют до 5 рыболовецких коллективов. Так что конкурсной комиссии, состоящей из представителей различных областных и федеральных служб, придется изрядно потрудиться, чтобы определить преимущество того или иного участника.


Сквозь мелкую ячею
Для этого члены комиссии сейчас самым тщательным образом изучают представленные документы, перепроверяют их  достоверность. На это по закону им отводится полтора месяца. Главная задача — допустить на водоемы истинных хозяев, способных хорошо ловить и распоряжаться рыбой, говорит начальник отдела рыбного хозяйства комитета охотничьего и рыбного хозяйства области Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА. Да и крупные суммы средств заявители обещают перечислить в областной бюджет в случае признания их победителями конкурса. Так, руководитель одного из рыболовецких коллективов готова отдать 500 тысяч рублей за участок, ранее принадлежавший другому крестьянскому хозяйству. Кстати, оно заявило куда более скромную сумму.
 По условиям конкурса, кроме суммы за участок, учитывается, как кандидат осваивал квоты на вылов рыбы в течение последних четырех лет, есть ли у него перерабатывающие мощности, численность коллектива.
Небольшие рыболовецкие звенья, самостоятельные рыбаки, не решившиеся участвовать в конкурсе (тягаться им с крупными рыболовецкими коллективами бесполезно), теперь задают вопрос: что им делать? Живя на берегу Ильменя и отдав все свои годы промыслу, переквалифицироваться в управдомы?
— Не надо драматизировать ситуацию, — заявляет Наталья Емельянова. — Уверяю вас, что у рыбаков, которые до этого вели промысел в одиночку или небольшими звеньями, проблем с работой не будет. Свои услуги по добыче рыбы они смогут предложить новым хозяевам промысловых участков. Хорошие рыбаки будут востребованы — это однозначно, их, кстати, по деревням вдоль Ильменя и так немного осталось. 


Снеток не виноват
Проведение конкурсов определено постановлением правительства РФ № 264, и участвовать в них может каждый желающий, независимо, живет он на Дальнем Востоке, в Москве или Новгороде. Разрешение на вылов рыбы тех видов, на которые установлены лимиты, выдаются рыбопромысловым коллективам только при наличии договора на пользование рыбопромысловым участком на водоеме. Это требование изложено в федеральном законе № 166.
Теперь можно надеяться, что на водоемы придут ответственные рыбодобывающие коллективы, которые смогут осваивать выделенные квоты добычи рыбы и заботиться о пополнении рыбных запасов, так как участки закрепляются за ними на 10 лет.
На календаре декабрь, а годовой лимит по вылову рыбы на Ильмене освоен, в среднем, на 75%. Правда, по некоторым видам рыб показатель значительно выше. Во внимание надо брать и тот факт, что в последние годы в Ильмене не ловят снетка, так как его нет, хотя ежегодная квота изъятия этой мелкой рыбешки составляет 200 тонн, и это ощутимая цифра в годовом лимите. Но снеток ли во всем виноват? Если посмотреть на отчетные данные, видно, что из 40 рыбопромысловых коллективов, участвующих в промысле, есть такие, у которых результаты — рыбам на смех. К примеру, РКХ (рыболовецкое крестьянское хозяйство) Павла Максимова годовой лимит освоило на 10%, ООО «ТПК «Ильмень» — на 12%, РКХ Николая Бандурина — на 35%, РКХ Анны Демешевой — на 43%.
Приход новых хозяев на участки позволит пресекать браконьерство, что сегодня не менее актуально, чем уметь хорошо ловить. Но не только они станут на пути тех, кто нарушает правила рыболовства. Для промысловиков и для более чем 30-тысячной армии рыбаков-любителей, большого числа истинных ценителей природы нашей области будет наверняка интересно узнать новость от Росрыболовства. Как заявил глава этого ведомства Андрей Крайний,  в Государственную Думу внесен законопроект, который запрещает ввоз и продажу в России капроновых сетей и электроудочек.
— Давно надо было это сделать, — узнав от нас эту новость, сказал Зиновий Яковлев, возглавлявший более 30 лет рыбинспекцию области. Он и сейчас, в свои 80 лет, активный рыбак-любитель. — Капроновые сетки китайского производства очень дешевые, пойманные щука или один судак ее окупают. Такая дешевизна позволяет браконьерам не утруждать себя извлечением сетки из воды. Зачастую они просто вырезают рыбу, оставляя в воде сотни метров снастей, в которые затем попадает рыба и гниет, так как сети долго не разлагаются. Каждая брошенная сеть превращается в локальную экологическую катастрофу.

Василий ПИЛЯВСКИЙ
Фото из архива «НВ»