Четверг, 18 июля 2024

Редакция

За стеклом

{mosimage}Кому нужна тонировка в автомобиле?

Немного из истории
Ответить на этот вопрос после разговора со специалистами и водителями оказалось просто — всем.
Хотя появилась тонировка стекол в авто относительно недавно — на памяти одного поколения. Прямыми ее предшественниками были ткань или пластмасса.

У простых советских граждан — это часто совсем по-домашнему выглядевшие занавески за задним сиденьем; у высшей номенклатуры — черные шторки на окнах автомобиля. Впрочем, тонировку своих машин автолюбители начали проводить еще в СССР, в восьмидесятых. Поездки на авто с тонировкой считались верхом престижа, а водитель сразу ассоциировал себя с гангстером или плейбоем. Особенно ценились «зеркальные» стекла. Достигался подобный эффект тонировки методом напыления: стекла демонтировались из авто, помещались в специальную камеру и там уже подвергались напылению. Сейчас такой метод тонировки авто используется уже нечасто.

Плюсы и минусы
И тех, и других при ближайшем рассмотрении оказалось достаточно много. Попробуем разложить достоинства и недостатки тонировки в автомобиле по полочкам.
Наипервейшая польза очевидна: хотя правоохранительные органы, конечно, должны ловить всех, преступно посягающих на чужое имущество, но водитель должен и сам позаботиться о сохранности своего имущества в салоне машины. Через тонированное стекло очень трудно разобрать, что лежит внутри авто, и это позволяет оставлять в машине с тонировкой достаточно дорогостоящие вещи и багаж. Очень популярна у новгородцев тонировка, например, оте-
чественных «Жигулей» шестой модели, где качественные динамики на полке часто становятся лакомой добычей автоворов. Да и в относительно благополучных в этом плане европейских странах тонировка в машине применяется зачастую только с этой же целью.
Еще один немаловажный момент — сохранение, как модно сейчас говорить, прайвеси. То есть права на личную жизнь. В машине с тонированными стеклами человек чувствует себя более защищенно, психологически уютно, что особенно начинаешь ценить, стоя в пробке, когда взгляд стоящего в соседнем ряду водителя временами упирается в твой автомобиль.
Тонирование стекол автомобиля значительно снижает уровень шума — на 3—5 децибелов. Тонировка предохраняет салон от солнечных лучей. Это также очень весомый довод «за». А еще — с затемненными стеклами внешний вид машины становится более привлекательным. Кроме того, тонировка смягчает свет фар встречных автомобилей и повышает прочность стекла при ударе или попадании тяжелого предмета. А если стекло разбивается, то тонировка защищает вас от осколков — они остаются приклеенными к пленке. Но этот плюс может оказаться и минусом в критической ситуации, если у вас заклинило дверь, вам будет сложнее разбить стекло и покинуть авто.
Когда корреспондент «НВ» спросил новгородских автолюбителей, что мешает в тонированном автомобиле, то, как выяснилось, речь чаще всего идет о чужом авто. Так, например, в транспортном потоке водителю помогает ориентироваться вид через стекла едущего впереди автомобиля, жесты его водителя. Затонированное заднее стекло соседа в этом случае заставляет порой понервничать. Еще: если ваша машина стоит на солнце, то салон, предохраненный тонировкой, конечно, не выгорает от прямых солнечных лучей, зато в целом автомобиль может сильно нагреться.
О здоровье: в темное время суток в организме человека вырабатывается мелатонин («гормон сна»), именно он помогает заснуть здоровым, крепким сном. На свету выработка этого гормона снижается, а следовательно, в темном помещении значительно возрастает синтез и секреция мелатонина. Это приводит к вялости и сонливости, что совершенно недопустимо за рулем. Кроме того, тонированные стекла не дают возможности четко видеть жесты водителя, а это бывает необходимо в интенсивном городском потоке машин.
Конечно, автомобиль с сильно тонированными стеклами (особенно передними боковыми и лобовым) часто представляет повышенную опасность на дороге. Но хотелось бы отметить, что тонированные стекла авто, которые находятся вне поля зрения водителя, особой опасности не представляют. Поэтому если вы планируете тонировать стекла автомобиля, то основывайтесь на этой логике.


Бизнес есть бизнес
По словам самих работников автосервисов, ограничения на тонировку реально заставляют лишь жалеть о них.
— Водителю она не мешает, — говорит руководитель новгородской фирмы «Новостар» Вячеслав Николаев. — На самом деле из машины видно все. Если у человека есть желание видеть ситуацию на дороге, то он вовремя увидит опасность и снизит скорость, остановится и опустит стекло. Если же у водителя нет желания видеть проблему на дороге, то его не спасет никакое отсутствие тонировки. Минусы есть лишь при затонировании лобового стекла и бокового рядом с водителем.
Хотя на дорогах области сам Вячеслав Николаев, с его наметанным взглядом специалиста, не раз замечал машины с нарушениями правил тонировки. Проблема чрезмерной тонировки сродни дискуссии вокруг спецсигналов: при официальном запрете ими продолжают пользоваться.
Сам автор этих строк также провел простейший наблюдательный эксперимент на Большой Санкт-Петербургской улице областного центра. В потоке машин ему встретилось самое разное сочетание тонированных стекол: и наглухо темные со всех сторон автомобили, и с прозрачным лобовым и темными боковыми как сзади, так и спереди, и крутые внедорожники вообще без тонировки, хотя в ряде случаев она входит в комплектацию дорогостоящей машины. Особенно много машин с тонированными стеклами можно увидеть на стоянках у мест присутственных и во дворах спальных микрорайонов и кварталов, где ночью порой лютуют автоворы и вандалы.
Великий Новгород, по словам опрошенных специалистов, по тонировке особо от других мест страны не отличается, хотя в некоторых южных регионах госавтоинспекция почему-то более придирчиво относится к тонировке.
Вообще же тонировка — это хотя и стабильная, но все-таки лишь часть автобизнеса. В «Новостаре» нам согласились показать, как проходит процесс тонировки. На первый взгляд, все просто: с обычного автостекла очищают грязь и пыль, оклеивая его затем пленкой. Автолюбитель без навыков и знания специальных приемов, конечно, может сделать это и сам, но лучше доверить машину все-таки профессионалам, которые сделают работу без спешки и качественно. В противном случае может возникнуть эффект «звездного неба», когда пленка мелко вспучивается на стекле, образуя своеобразную сыпь. Такую машину удалось осмотреть самому корреспонденту в гараже автосервиса — зрелище неприглядное.
P.S. На интернет-форумах, посвященных автомобильной тематике, часто встречается вопрос: «Когда лучше наносить тонировку: до или после техосмотра?».
Лучше — до. Ибо согласно приказу МВД РФ № 329 и наставлениям по работе ДПС ГИБДД МВД РФ сотрудникам ДПС запрещается проводить проверку технического состояния транспортных средств при наличии у водителей действующего талона о прохождении тех-
осмотра. Таким образом, получив талон, в котором будет отмечено, что тонировка соответствует норме, можно до следующего официального техосмотра не беспокоиться о проблемах с тонированными стеклами.
Кстати, определяет степень тонировки контролер при помощи тауметра. Прибор должен иметь свидетельство о прохождении ежегодной государственной проверки в органе сертификации, этикетку с указанием срока следующей проверки и личную пломбу проверяющего.

Томас ТОММИНГАС
Владимир МАЛЫГИН (фото)