Четверг, 18 июля 2024

Редакция

У истоков молочной реки

{mosimage}Корреспондент «НВ» побывал на ферме, которая скоро станет заводом

Одна из главных проблем села сегодня — нехватка кадров в животноводстве. Руководители иных хозяйств ломают голову, где найти доярку на место ушедшей
на пенсию. А что будет через 5—10 лет? Молодежь на фермы идет неохотно: тяжело, непрестижно, неинтересно…. Зарплаты, опять же, — не из высоких. Но будем точны: это в хозяйствах, где работают дедовским способом.
А вот на молочный комплекс сельхозкооператива «Русь» в деревне Ручьи Крестецкого района устроиться оператором машинного доения коров
не так-то просто…

Главный зоотехник «Руси» Галина Григорьева, встречая у входа на комплекс, предупредила, что покажет что-то необычное: «Я и сама не думала, что буду на такой ферме работать. То, что раньше нам показывали по телевизору и о чем мы мечтали, каждый день меся грязь на фермах, — вот оно у нас, здесь. Даже цветы летом на клумбах. Жаль, что не увидите сейчас».

Фабрика молока
Галина Георгиевна приглашает заглянуть на «фабрику молока», как она с гордостью называет комплекс. Заходим сперва в ее кабинет. Компьютером сегодня никого не удивишь — не на деревянных же счетах вести бухгалтерию! Но зоотехник, видно, супертехникой гордится. Тотчас вывела на экран монитора таблицы с цифрами, пояснениями, чтоб было понятно: не для арифметических действий эта техника здесь!
— Раньше как велся учет? В тетрадь все записывали, — говорит Галина Григорьева. — А сейчас у каждой коровы имеется чип. Благодаря ему я в миг могу узнать, в какой из секций буренка находится, сколько молока дала вчера, с начала года, сколько его всего произведено на комплексе… Да пройдемте ж туда!
Первым на пути оказался доильный зал. По его разным сторонам стояло по 8 буренок. При нашем появлении они даже и ухом не повели, продолжая слушать  плавную музыку, доносившуюся из приемника, висевшего на стене. А тем временем оператор машинного доения Татьяна Игнатьева виртуозно управлялась с доильными аппаратами, подключая их то к одной, то к другой корове.
— Для того чтобы подоить одну буренку, уходит, как правило, 3 минуты, а на все стадо — чуть больше 2 часов. Я как оператор только этим и занимаюсь, — сказала Татьяна Васильевна. — Работать теперь интересно и легче, не то, что было раньше, когда я была дояркой в совхозе. Доильные аппараты, бачки с молоком приходилось таскать руками, и если бы только это. На своем горбу носили сено, силос, комбикорма. Тяжело было? Не то слово. Ко всему прочему, днями приходилось пропадать на ферме. Сейчас у нас красота, мы 2 дня работаем, затем столько же дней отдыхаем. И зарабатываем хорошо. Вот почему люди просятся на комплекс.
Что это так, я убедился в ходе беседы с работающим здесь слесарем Анатолием Матвеевым. В деревню Ручьи, в которой находится молочный комплекс, он приехал из другого хозяйства. Здесь купил дом.
 — Потянуло сюда не только то, что на этом комплексе трудятся моя сестра, невестка, но и сама работа меня заинтересовала, — поделился он. — В мои обязанности входит подгонять коров в доильный зал, затем помыть аппаратуру и полы в нем. Получается, что полмесяца работаю, а половину — отдыхаю. Зарплата? Десять тысяч получаю.
Гордость комплекса — не только доильный зал, компьютер, ставший мозговым центром, но и многие другие новшества, которые здесь используются. Это беспривязное содержание, мобильная раздача кормов, причем животные их получают в виде смесей, приготовленных из измельченного силоса, сенажа с добавлением комбикормов. Раздача смесей, как и уборка навоза, механизирована. Благодаря этому поголовье в 150 коров на первой очереди комплекса обслуживают всего 4 человека, а на ферме, где преобладает ручной труд, для присмотра за таким стадом понадобилось бы, как минимум, 10 человек.
Новые технологии по душе пришлись работающим, а как это сказалось на результатах, больше ли стала молочная река? За прошлый год удой молока от коровы достиг 4500 килограммов молока, нынче этот показатель возрастет на 200 килограммов. Существенно снизились затраты на производство продукции.

Председатель с кинокамерой
Сейчас на комплексе ставят дойное стадо во второй коровник на 150 голов, в котором менее чем за полтора года проведена полная реконструкция. Зайти в помещение приятно: везде чистота, порядок, все трудоемкие процессы механизированы.
— Если бы вы посмотрели на эту ферму несколько лет назад, то от увиденного за голову схватились бы, до такого запустения она была доведена, — вспоминает председатель сельхозкооператива «Русь» Юрий Александров. — Представляете, коровы давали по 5 килограммов молока в день, как хорошая коза, доярки зарабатывали копейки, текучесть кадров, с кормами ситуация тяжелейшая, перспектив никаких. И вот эту ферму, все хозяйство нам районные власти предложили взять под свое крыло.
Оно поступило Юрию Михайловичу, в ту пору руководителю строительного кооператива, не случайно. До этого он взял в деревне Борки, что рядом, заброшенную ферму. Да так ее отстроил, что все ахнули. Даже цветной телевизор поставил в комнате отдыха, чтобы животноводы в свободное время за чашкой чая могли его смотреть. Не сразу Александров дал добро взвалить на свои плечи такую ношу, и, хотя он не сельхозник, но все просчитывал, анализировал, а что не понимал, за советом к специалистам обращался.
— Сказать, что поначалу было легко — значить покривить душой. Мы хозяйство взяли, как сейчас помню, 20 ноября, а 1 марта кончились корма. Не вырезать же коров, с протянутой рукой пошли по хозяйствам района. Спасибо им, помогли, худо-бедно пережили зиму, — вспоминает председатель. — А с весны задумались, как кормов наготовить и отощавших, низкоудойных коров заменить. Племенных животных нам предлагали многие хозяйства, но на их приобретение не было денег. Я три месяца ездил в наш родной сельскохозяйственный банк, чтобы взять кредит в 300 тысяч рублей. Ценой больших усилий, тратой сил, времени мы стали обновлять стадо и не абы какими животными, а такими, которые способны давать по 7000—8000 килограммов молока в год.
Юрий Михайлович, с которым мы сидим в комнате отдыха на комплексе, показывает на телевизор и на стоящий рядом видеомагнитофон. «С чего бы это?» — подумал я. А он мне: «Я во всех передовых хозяйствах Ленинградской, Московской, Вологодской областей побывал и интересовался новинками, которые они используют в животноводстве. Даже на сельскохозяйственную выставку в  Ганновер ездил. Все интересное, что там увидел, заснял на видеокамеру, которая постоянно со мной. У меня больше ста кассет отснято. После каждой такой поездки мы всем коллективом садимся и не просто смотрим отснятый материал, а изучаем его, чтобы хотя бы самую малую частицу того, что там применяется, использовать у себя. И это нам удается».
Юрий Михайлович перечисляет те новинки, которые удалось внедрить в хозяйстве, при этом особо подчеркивает, что благодаря помощи государства и национальному проекту «Развитие АПК» за последние 6 лет в сельхозкооперативе выполнено строительно-монтажных работ на 20 миллионов рублей, на 10 миллионов рублей приобретено техники. Сегодня в «Руси» не только современное оборудование на комплексе, но и мощные тракторы, машины. А деревенские мальчишки американским «Джон Диром» любуются не на картинке, а за деревней, где он пашет поля.
— Я бы не хотел, чтобы у кого-то создалось впечатление, что у нас все прекрасно, нет проблем, — говорит Юрий Александров. — Их хватает. И переживать, волноваться есть из-за чего. Мы наращиваем производство молока, но разве это нормально, что сегодня за 1 его килограмм нам платят 10 рублей, в то время как зимой закупали по 13,50? А цены на горючее, материалы и другие ресурсы, которые мы используем, вон как подскочили! Но мы не сидим сложа руки, а думаем, как выйти из этой ситуации.

Время поисков решений
По нашей просьбе о перспективах молочного комплекса в сельхозкооперативе «Русь» рассказал Сергей Яковлев, глава администрации Крестецкого муниципального района:
— Год эксплуатации показал, что будущее животноводства за такими производствами. Было бы наивно полагать, что молодежь пойдет на фермы, на которых приходится работать вилами, лопатой, таскать тяжелые ведра, корзины. Построили мы эту «фабрику молока», и пожалуйста — появились желающие там трудиться. Интересно отметить, что сегодня в этом сельхозкооперативе работают в основном молодые люди до 30 лет.
Мы считаем, что животноводческий комплекс в «Руси» — первая ласточка в тех преобразованиях, которые намечены по развитию сельского хозяйства в районе. Сегодня прорабатывается вопрос о строительстве в перспективе современного молочного комплекса в сельхозкооперативе «Озерки», есть еще ряд интересных предложений. Но для того, чтобы их реализовать, нужны немалые средства. Где их взять? Во-первых, рассчитываем на долгосрочные кредиты, во-вторых, сами хозяйства думают, как им больше зарабатывать денег.
Посоветовавшись и изучив опыт многих хозяйств Московской, Ленинградской областей, мы решили на базе «Руси» построить мини-завод по переработке молока, на котором можно было бы производить творог, масло, сливки, пастеризовать молоко и в специальной упаковке продавать. На этот завод свою продукцию будут поставлять все сельскохозяйственные предприятия и фермерские хозяйства района. Поддержку в решении этой задачи мы получили у администрации области. Рост закупочных цен на молоко даст толчок развитию личных подсобных хозяйств района. Сегодня мы видим, что нам в районе необходимо не только возводить такие хоромы для буренок, как в «Руси», но и внедрять новые технологии на заготовке кормов в этой же «Руси» и других хозяйствах, а для этого нужны современные комплексы машин. А средств на их приобретение не хватает.
Не хочу сказать, что решить эту задачу будет легко и просто, но мы сегодня не вправе сидеть сложа руки, надо думать о завтрашнем дне.  Хотя, не хвастаясь, замечу, что за последние 8 лет сельское хозяйство района, и особенно животноводство, существенно продвинулось вперед. Если в 90-х годах в районе доили от коровы по 1300 килограммов молока в год, то в текущем получим по 4600. А валовое производство возросло с 900 тонн до 3000 тонн.
 
Василий ПИЛЯВСКИЙ
Фото автора