Понедельник, 25 ноября 2024

Редакция

Экономике считают пульс

{mosimage}О том, как новгородские власти намерены смягчить проявления мирового финансового кризиса, которые могут наблюдаться в нашей области, газета попросила рассказать Александра Габитова, заместителя главы администрации региона.

— Структура валового продукта Новгородской области такова, что 35% в ней занимают обрабатывающие производства, у нас высокий уровень оптово-розничной торговли, добыча полезных ископаемых, транспорт и связь, химическая промышленность. Но очень небольшая доля банковских операций, и всего 4,5% занимают операции с недвижимостью. Это и хорошо, и плохо.

 Плохо в глобальном смысле, потому что мы как регион недостаточно встроены в мировую экономическую систему. А хорошо тем, что финансовый кризис как раз начинается с того, что сдуваются «пузыри», связанные со спекуляциями в сфере недвижимости. Цена раздута до неимоверности, это относится в основном к рынку вторичного жилья, которое переоценено в три раза. У «первички» есть хоть какая-то база стоимости, от которой можно отталкиваться.
Благодаря тому, что в Новгородской области большой сектор реального производства, мы на данном этапе развития кризиса подвержены ему меньше. Поэтому нас затронет как бы рикошетом, и то, если власти не предпримут определенных жестких мер.
— Что конкретно готовы предпринять власти Новгородской области?
— Мы четко следим за динамикой отгрузки продукции по основным 90 предприятиям области, которые составляют 85% объема промышленного производства. Каждые 15 дней мы будем просить отчет о дебиторской, кредиторской и зарплатной задолженностях. Это позволит понять, каково наше положение на определенный момент.
Во избежание паники мы хотим предупредить банки о быстром реагировании на ситуацию. Выдача вкладов населению, выполнение обязательства по кредитам — их работа. Заставить банки выдавать новые кредиты под прежние проценты мы не можем, но пересматривать условия ранее выданных займов — незаконно. Если банки не впишутся в эту систему, то они, вероятно, не будут работать на нашей территории. Вряд ли те, кто получил большие средства в качестве господдержки — Сбербанк, ВТБ, Внешэкономбанк, — захотят свернуть здесь свою филиальную сеть. Поверьте, банки на такой риск не пойдут. А значит, сделают все, чтобы поддержать и предприятия, и население.
То, что наше положение в перспективе достаточно стабильно, подкреплю несколькими примерами. Удобрения «Акрона» используются для выращивания продуктов питания. Этот спрос будет всегда и везде. Наша оборонная промышленность получила очень большой госзаказ, который не снизится больше чем на 5—10%. В отличие от регионов, экономика которых базируется на углеводородном сырье, мы в более выгодном положении.
— Есть ли в новгородской экономике известия о сокращении штатов или приостановлении крупных инвестиционных проектов?
— Пока объективных предпосылок нет. Строители, я думаю, вообще будут тянуть до последнего. Им подчас дешевле продолжать работы, чем законсервировать стройку.
На прошлой неделе губернатор встречался с представителями СУ-155, и они не только подтвердили, что работы в Деревяницах идут по графику, но и договорились о новых проектах. «БазэлЦемент» на днях письменно заверил, что завод в Окуловке будет построен. Возможно, что сроки передвинутся на полгода, но от богатейшего месторождения известняка, которое есть в Окуловке, никакая компания не откажется.
— В некоторых республиках и областях заговорили о том, что государственный чиновничий аппарат в целях экономии бюджетных денег будут сокращать. Президент Татарстана готов уволить 18 человек, губернатор Ульяновской области потребовал от своей администрации с нового года уволить 20% процентов чиновников, что позволит сэкономить 2 млрд. рублей. Новгородская администрация готова поддержать такие решения?
— Рост бюджетных поступлений в следующем году спланирован у нас на 25%, но любой бюджет закладывает 10-процентный дефицит. Вот в этих рамках и может быть произведено секвестирование. Но на защищенных статьях, например, заработной плате, это никак не скажется.
Гипотетически могут быть сокращены «направления развития»: малый бизнес, создание инвестиционной инфраструктуры, строительство, разумеется, расходы областной администрации. Вице-губернаторы, конечно, могут пожертвовать своими премиями, но это будет популистское решение, а толку будет мало.
Администрация и губернатор направляют свои усилия на то, чтобы максимально смягчить проявления последствий кризиса и оставить ситуацию стабильной.
Власти рассчитывают на взаимопонимание с населением Новгородской области: мы находимся в одной лодке, которую нельзя раскачивать.

Юлия ГЕНЕРОЗОВА
Владимир МАЛЫГИН (фото)