Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Молочная политика Аллы Кукушкиной

Правильная ценовая политика на молоко не решит в корне проблемы крестьянских подворий, но смогла бы поднять заинтересованность в ведении и расширении частных хозяйств.
Алла Кукушкина из деревни Турская Горка Шимского района не просто председатель, а председатель в квадрате. Она одновременно возглавляет заготовительный, производственный сельхозкооперативы и личное подсобное хозяйство.
— Если будешь спать в сутки по 5—6 часов, то все успеешь, — рассудительно говорит Алла Кукушкина. — В деревне с таким хозяйством по-другому нельзя. А как иначе, если приходится коров доить, быть руководителем, зоотехником, бухгалтером, агрономом?
В сельхозкооперативе, правда, работают еще 5 человек. Объект приложения сил — ферма с 15 коровами и столькими же телятами. На личном подворье Кукушкиной крупного рогатого скота больше на 5 голов, хотя работают только Алла Григорьевна и ее муж. Но одними буренками это хозяйство не ограничивается. Имеются свиноматки, нетели для воспроизводства стада.
— В прошлом году поставила на переработку 50 тонн молока, в этом будет больше тонн на десять, — рассказывает владелица подворья. — Реализовала 5 тонн мяса, населению три нетели продано, и еще четыре просят. На откорм жители деревень приобрели 140 поросят, — поглядывая на записи, рассказывает Кукушкина.
Казалось бы, всему этому можно было бы радоваться, но оптимизма в глазах Аллы Григорьевны почему-то нет.
— Сегодня держать корову нет никакой выгоды. Я тут подсчитала, и оказалось, что при закупочной цене 10 рублей, которую нам сейчас дают за 1 килограмм молока, можно покрыть только затраты на его производство. Так ради чего крестьянину тогда держать корову? В нашей деревне только за эту осень их поубавилось на 4 головы. Почему молоко в магазинах в два-три раза дороже? Кто имеет навар на крестьянском поте? — спрашивает глава хозяйства.
По словам Аллы Кукушкиной, закупочные цены на молоко нынче понизились, а заготовить сено непросто. Особенно тяжело это было сделать в прошедшее дождливое лето. Можно, правда, его купить, но недешево: одну тонну продают за 2 тысячи рублей. А буренке надо как минимум три тонны.
Идея с возрождением сельхозрынков, чтобы не кормить перекупщиков, сельчанам нравится. Но при подсчёте затрат, а в нашем случае это дорога в 150 верст, оказывается «ездить не с руки». Однако при всех этих проблемах границы закупок у кооператива расширяются.
— Мы уже договорились о том, что в ближайшее время будем закупать молоко еще в одной деревне нашего Шимского района, к нам попросились и жители села из Батецкого района, который граничит с нашим, — говорит владелица кооператива. — Мне не безразличен завтрашний день села. Ценовая политика на молоко, конечно, в корне не решит все его проблемы, но смогла бы поднять заинтересованность крестьян в ведении и расширении своих подворий.
 
Василий ПИЛЯВСКИЙ