Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Закон джунглей

{mosimage}Новгородские товаропроизводители по-прежнему недовольны партнёрством с торговыми сетевыми операторами

Поводом для очередного обращения к теме «поставщики — сети» явилось обнародование результатов серии открытых акций торговой сети «Лента». В основном это были экскурсии для региональных производителей по торговым комплексам оператора. По словам пресс-секретаря «Ленты» Светланы Афанасьевой, это помогло создать атмосферу доверия и привлечь к сотрудничеству новых региональных поставщиков.

По мнению Натальи Ивановой, коммерческого директора по продажам ООО «Бизон», наиболее приемлемые условия сотрудничества сегодня предлагают только две торговые сети: «Магнит» и «Квартал».
— Ни в той, ни в другой нет системы бонусов и штрафных санкций, — рассказывает предприниматель. — И при этом установлен оптимальный срок отсрочки платежа. Для нас это удобно: зарплату-то людям нужно платить каждый месяц.
Почти полгода назад «Бизон» расторг контракт с «Лентой». Как резюмировала Иванова, основным поводом стала слишком высокая отсрочка платежа за реализацию товара — 30 дней.
— Кроме того, «Лента» задерживала выплаты порой на 60 дней, — возмущается Иванова. — Во время последней такой задержки сумма долга достигла порядка 300 тысяч рублей. При этом согласно условиям договора к нам предъявляются очень жёсткие требования. Нужно было платить ретро-бонусы: за открытие каждой новой позиции, за вхождение в сеть. Бонусы за квартал, за год. В контракте для нас были предусмотрены штрафные санкции. Если допустили ошибку в сопроводительных документах — штраф, опоздал на пять минут с поставкой товара — штраф, перепутали позицию — штраф.
Новгородские предприниматели уверены, что отсрочки по платежам за поставленные товары выгодны сетевику, потому что деньги дольше находятся в его обороте, а местные «партнеры» вынуждены работать вхолостую, не имея возможности развивать свое предприятие.
Похожим получился разговор с Ириной Черкановой, начальником отдела снабжения и сбыта филиала Новоблпотребсоюза «Новгородский пищекомбинат».
— Ошибка в накладных нам обошлась бы в 30 тысяч рублей, — рассказывает Черканова. — Административные затраты «Ленты» на изменение реквизитов товаропроизводителя — столько же. Штраф за поставку недоброкачественного товара — 100 тысяч рублей. Плата за затраты на маркетинговые исследования — 5% от объёма поставок, но не менее 150 тысяч. В общем, мы поняли, что в случае сотрудничества будем нести убытки.
Пищекомбинат отказался от сотрудничества почти со всеми федеральными сетевыми операторами. Не устроило обязательное условие 100-процентного возврата нереализованной продукции. Оптимальным для предприятия было бы 2% возврата, но на это продавцы не идут. Так что сегодня филиал Новоблпотребсоюза работает только с «Кварталом» и федеральным «Провиантом», где нет ни бонусов, ни штрафов.
Любопытно, что и в группе компаний «Адепт», сотрудничающей практически со всеми федеральными сетевыми операторами, считают условия партнёрства кабальными. Но, по словам коммерческого директора предприятия Бориса Лисечко, деваться некуда.
— Что ни говори, а доля наших продаж в сетях день ото дня растёт, — заявляет бизнесмен. — Скорее всего, за счёт того, что сетевики вытесняют с рынка торговли частные магазины. Мы будем работать с крупными операторами, пока не появится альтернатива. Какая, пока не знаю.
В комитете по торговле, бытовому обслуживанию и лицензированию Великого Новгорода не разделяют отчаяния местных товаропроизводителей. По словам председателя комитета Татьяны Пашковой, на последней многосторонней встрече торговые операторы выразили желание работать с местными предприятиями и...
—...наши производители должны равняться на качество работы сетей, — сказала Пашкова. — Нужно по-новому взглянуть на себя. Сетевики предъявляют жесткие требования к качеству. Они просчитывают положение товара на полках до последнего сантиметра, думают о качестве упаковки товара и, если заявляют определённую отсрочку платежа за реализацию, значит, считают её оправданной. Да и повлиять на отношения между товаропроизводителями и сетевиками мы не можем. Их регулирует закон о конкуренции.
За полгода, с апреля по сентябрь, число основных местных товаропроизводителей значительно выросло у новой сети «Провиант» — с 0 до 9, на одного партнера стало больше у «Ленты» и «Магнита», «Пятерочка» осталась при своих.

Елена КУЗЬМИНА
Владимир МАЛЫГИН (фото)