Как утверждают центральные СМИ, из-за финансового кризиса многие автопроизводители пересматривают свои планы продаж в России. Растут и ставки по автокредитам. Так что в ближайшее время, по мнению экспертов, рынок вторичного авто ждет активное развитие. Так это или нет, мы решили узнать, опросив региональных автодилеров.
Скажем сразу, в целом в новгородских автосалонах считают, что говорить о каком-либо влиянии кризиса на рынок вторичного авто преждевременно.
Как рассказал корреспонденту «НВ» Максим Диденко, специалист по продажам автосалона «Компас» в Великом Новгороде, отечественные автомобили категории «б/у» пользуются спросом в ценовой категории до 240 тыс. рублей. За иномарку новгородцы готовы выложить больше — от 300 до 400 тыс. рублей. Наибольшим спросом пользуются Volkswagen, Opel, Audi; среди «американцев» — Ford. По непонятной причине огромным спросом пользуются старые немецкие автомобили конца 1990-х — начала 2000-х, хотя, по мнению Максима Диденко, лучше на эти же деньги приобрести нового «корейца». В целом, автомобили с пробегом покупаются меньше, чем новые. Кроме того, в первую очередь покупатели обращают внимание на цену и стоимость обслуживания, а уже потом на марку и прочие характеристики.
В новгородском автосалоне «Альянс» считают, что направление еще только развивается, поэтому делать какие-то далеко идущие выводы рано. Однако сегодня в перспективности рынка подержанных авто сомневаться не приходится, ведь для автопроизводителей это еще один способ привлечения новых клиентов. Часто люди, купившие подержанный автомобиль, при покупке нового отдают предпочтение той же фирме.
И еще мнение: новгородские продавцы автомобилей отмечают, что традиционно иномарки пользуются большим спросом, чем продукция отечественного автопрома. Многие вполне справедливо полагают, что лучше купить 5-летнюю иномарку, чем новый отечественный автомобиль. Если же авто отечественного производства попадает на вторичный рынок, то уже в совершенно «убитом» состоянии. К тому же это не очень выгодное вложение денег, поскольку наши машины быстрее теряют в цене по сравнению с иномарками.
Среди иномарок быстрее всех (в 2 раза быстрее европейских с третьего года эксплуатации) теряют в цене японские автомобили. Причины — низкое качество жести кузова, да и многие детали приходится везти из Японии, а это удовольствие не из дешевых. За ними идут «французы» (Peugeot) — из-за необходимости в покупке нестандартных частей они дешевеют в среднем на 15% в год. Благодаря надежности, достаточно хорошему качеству сборки и характеристикам кузова немецкие машины (например, Volkswagen) имеют сравнительно ровную систему уценки, в среднем теряя в цене 8—10% ежегодно. Выходцы из Восточной Европы (например, Skoda) чувствуют себя на вторичном рынке очень уверенно, вообще теряя в цене меньше других марок: около 5% после второго года эксплуатации.
Эксперты отмечают, что уценка увеличивается в период минимального спроса: как правило, в январе-феврале. Максимально растут спрос и, соответственно, цены в начале лета и сентябре-ноябре.
В общем по России на рынке автомобилей с пробегом первенство держат японские автопроизводители (до 85% импортных подержанных авто). По прогнозу аналитиков «Автостата», через три года в России только количество автомашин Toyota может удвоиться: с 1,66 млн. автомобилей в 2007 году до 3 млн. к 2012 году. Второе место занимают «немцы» и «французы».
Елена ВОЛОЖАНИНА