Новгородский машиностроительный завод (НМЗ) фактически не работает последние четыре месяца. Большинство руководителей предприятия, в том числе Олег Меркулов, генеральный директор компании, уволились по собственному желанию.
По данным Ярослава Краснова, председателя Совета директоров ОАО «НМЗ», завод должен 119 млн. рублей: банкам «Уралсиб», ПСБ (ВТБ), «Росбанк», клиентам, налоговым органам и работникам.
— Имущество завода не позволяет обеспечить эти долги, — поясняет он ситуацию. — Поэтому перспектива одна — банкротство. Иск в суд о признании компании несостоятельной руководство завода намерено подать на этой неделе.
Дважды проданный
Ранее ОАО «НМЗ» принадлежало петербургской компании «Руссобалт». Последний раз предприятие предлагалось к продаже в 2004 году, за него просили 185 млн. рублей. В то время его купил Владимир Дугенец, новгородский предприниматель, застреленный в 2006 году. Для старта он взял кредит в «Славянбанке», предоставив в качестве залога помещение заводоуправления и здания цехов. Вернуть деньги предприятие не смогло, и банк принял это имущество в счет погашения кредита.
— Не нужно делать «Славянбанк» крайним, — говорит Татьяна Крюк, первый заместитель председателя правления. — Завод для банка — это обуза, а вовсе не источник обогащения. Банк несколько лет несет расходы по налогу на имущество, платит за аренду земли, предоставив помещения заводу в безвозмездное пользование.
В настоящий момент на НМЗ проводится инвентаризация, помещения опечатаны. Связаться с бывшим генеральным директором ОАО «НМЗ» не удалось, однако, по словам Рэма Черняева, ведущего инженера-конструктора предприятия, сегодня в портфеле заказов завода — около 40 проектов, за которые получена предоплата от 10 до 50%.
— Считаю, что НМЗ обеспечен заказами на год вперед, — говорит он. — Однако в нынешней ситуации, когда идут массовые увольнения сотрудников, а часть оставшихся переведена на 2/3 заработной платы из-за простоя, коллектив уже будет трудно собрать.
По словам Ярослава Краснова, все последние годы завод работал с низкой рентабельностью, едва окупая собственное существование. Объем выпускаемой продукции за три года упал в четыре раза.
— В этих условиях Совет директоров компании неоднократно предлагал генеральному директору завода провести сокращение персонала, перепрофилировать предприятие на другие виды продукции, чтобы сделать завод более рентабельным, — рассказывает Ярослав Краснов. — Вместо этого он начал брать предоплату у клиентов, чтобы закрыть долги по зарплате, фактически выстроив финансовую пирамиду.
Грани банкротства
Администрация Новгородской области считает положение с задержкой заработной платы недопустимым.
— В ближайшее время по этому вопросу мы проведем совещание с участием органов прокуратуры, — заявил «НВ» Александр Габитов, заместитель губернатора Новгородской области. — По нашему мнению, предприятие должно работать, а люди должны получать деньги. Тем более что для этого есть все объективные экономические основания. В том, что сейчас там происходит, должны разобраться специально уполномоченные органы.
Некоторые эксперты утверждают, что речь идет о преднамеренном банкротстве завода, поскольку 16,5 тыс. кв. м земли в центре города — очень лакомый кусок для строительства жилого или торгово-развлекательного комплекса.
Кстати, в середине 90-х годов Новгородский машиностроительный завод уже проходил процедуру банкротства и вполне успешно вышел из кризисной ситуации, расплатившись со всеми долгами. Наиболее успешная сфера деятельности НМЗ — производство фасовочно-упаковочного и дозировочного оборудования для пищевой промышленности.
Юлия ГЕНЕРОЗОВА