Четверг, 18 июля 2024

Редакция

У русской спички отломили головку

{mosimage}Чудовская фабрика «Русская спичка» намерена стать рентабельным предприятием к началу 2009 года и занять весь европейский рынок спичечной соломки.

Тактика и стратегия
 Сегодня перед «Русской спичкой» стоит стратегическая задача — завершить начавшееся в апреле этого года перепрофилирование предприятия. Поводом для этого стали революционные изменения на спичечном рынке бывшего СССР, где из 23 фабрик к весне того года вместе с «Русской спичкой» осталось всего семь.

 В результате выбывания некоторых игроков рынка и укрупнения других основную долю на постсоветском пространстве захватили две слившиеся российские фабрики: «Череповецкая» и «Балабановская». Учитывая, что в общем списке  «Русская спичка» по объёмам производства занимала предпоследнее место, чудовские экономисты поняли, что выдержать конкуренцию будет непросто. И решили переориентировать предприятие: выпускать не спички, а только спичечную соломку. 
Если на российском спичечном рынке сейчас яблоку негде упасть, то на мировом рынке соломки противоположная ситуация. Из-за закрытия одной из крупнейших в Европе спичечных фабрик в Латвии объёмы продаж спичек в Старом свете упали вдвое. Чудовцы собираются занять освободившуюся нишу. «Это перспективно и по другим причинам, — говорит гендиректор «Русской спички» Владимир Степанов. — Мы находимся недалеко от петербургских портов. Кроме того, соломку, как известно, делают из осины, а это дерево в основном растёт в России». В общем, весной этого года «Русская спичка» выкупила у закрывшейся латвийской фабрики половину оборудования для производства соломки и уже начала его монтировать. Вторую половину планируется приобрести в ближайшее время, чтобы до конца года успеть его запустить.
По словам Владимира Степанова, в связи с ежегодным падением мирового спичечного рынка на 4—5%, новое оборудование для производства спичек и соломки давно не изготавливают, и предприятия вынуждены перекупать его друг у друга. К примеру, «Русская спичка» уже провела предварительные переговоры о продаже своих линий одному из индийских предприятий.


 От Японии до самых до окраин
Сейчас, работая на уже частично смонтированном оборудовании, «Русская спичка» достигает объёмов продаж на 10 млн. рублей в месяц. Основные дилеры компании находятся в Латвии, Египте и Швеции. А они продают чудовскую соломку производителям спичек, начиная от Японии и заканчивая Латинской Америкой. По словам руководителя предприятия, 95—98% продукции уходит на экспорт.
— До конца года после завершения монтажа всего оборудования мы планируем выйти на 20 млн. рублей выручки, — рассказывает Степанов. — При таком объёме преодолеем точку убыточности. Идеальная задача — увеличить объёмы сбыта в четыре раза.


 Под знаменем перемен
Большое кумачовое знамя — первое, что бросается в глаза при входе в кабинет гендиректора. Стяг развёрнут на стене прямо за его рабочим столом. Алый штандарт ежедневно напоминает Степанову, что перед ним стоит непростая задача вновь сделать предприятие передовым.
История чудовской спичечной фабрики началась в 1877 году, тогда появился ставший всемирно известным брэнд «Солнце». Однако позднее борьба с курением в Европе и запрет Михаила Горбачёва на вывоз спичек за рубеж как продукта государственной важности привели к кризису предприятия на мировом рынке. За время экономических передряг в России в 90-е годы у предприятия появились десятки дилеров-должников. И в итоге три года назад фабрика обанкротилась. В 2006 году её площади были приобретены двумя петербургскими компаниями: «Спецхиммонтаж» и «Астиак» (один из дилеров «Солнца»). Новые владельцы решили возродить былую славу предприятия.
— Когда два с половиной года назад я стал генеральным директором фабрики, главной задачей было сохранить коллектив, — рассказывает Степанов. — И по большому счёту это удалось. Мы смогли поднять размер средней зарплаты на предприятии с 6,5 тысячи рублей до 11 тысяч. Взяли кредитов на сумму порядка 35 млн. рублей, чтобы обновить безнадёжно устаревшую материально-техническую базу. Правда, я считаю, кадровая проблема остаётся самой острой. Катастрофически не хватает рабочих: электриков, механиков, сантехников. Сегодня чудовские предприятия занимаются тем, что перекупают друг у друга этих специалистов. Мы, например, выживаем только за счёт мигрантов — молдаван и узбеков.

Елена КУЗЬМИНА
Владимир МАЛЫГИН (фото)