Понедельник, 25 ноября 2024

Редакция

Пути водные

Когда-то из Великого Новгорода до Старой Руссы можно было добраться не только по суше, но и по воде.
В девяностые из областного центра в провинциальный город ходила «Ракета». Ещё раньше пассажиров перевозили теплоходы, а сегодня старорусские реки так обмелели, что не каждая лодка может преодолеть их. Специалисты уверены: возобновить судоходство в третьем по величине городе области можно, но это слишком дорого.

Сегодня старорусское судоходство ограничивается грузовым направлением. «По реке Полисть в город ввозят песок для строительных нужд, — пояснил «НВ» Игорь Пустовит, начальник Старорусского грузового участка Новгородского порта. — Но баржи идут лишь до железнодорожного моста, находящегося на краю Руссы, далее путь преграждает мелководье».

Только лишь в этом году речным путём в Старую Руссу было доставлено 50 тыс. тонн песка. Можно было бы не ограничиваться этим грузом, но помешал низкий уровень воды в Полисти. Как оказалось, навигационный период в Руссе невелик, пользоваться рекой для судоходства можно лишь в короткое весеннее половодье. Виктор Петров, генеральный директор ОАО «Новгородский порт», уверен: если бы река Полисть была приведена в порядок, речные грузоперевозки пользовались бы спросом. «Не все грузы можно перевезти по железной дороге, к тому же она уже перегружена, — поделился мнением Виктор Александрович. — Что же касается пассажирских перевозок,то они всегда были убыточными, и сегодня без финансирования со стороны властей возобновление их вряд ли возможно».

Старорусские власти и рады бы помочь, но скудость бюджета мешает. Впрочем, в администрации города видят выход из положения в участии во всероссийских целевых программах. Сегодня в рамках такой программы «Предупреждение и снижение ущербов от наводнений и другого вредного воздействия вод» идёт расчистка местной реки Малашка. «Второй этап — подготовка документов для расчистки и углубления дна реки Порусья за счёт федеральных средств, — говорит первый заместитель главы администрации Старой Руссы Сергей Васильков. — Сегодня документы по этому вопросу находятся на рассмотрении в Москве. Это очень дорогостоящие работы. Расчистка участка русла Порусьи обойдётся в 45 миллионов рублей. Однако хочется верить, что придёт очередь и третьего этапа работ — на реке Полисть».

Стоит также отметить, что существует программа содержания внутренних водных путей. К сожалению, река Полисть туда не вошла, как не вошли Шелонь и Ловать. Впрочем, надежда на углубление реки всё же есть. По словам начальника Новгородского района водных путей и судоходства, вероятно, что в ближайшее время появится ещё одна федеральная или областная программа, куда будут включены и старорусские реки.

Людмила РЕБРОВА