Старорусские крестьяне Соловьёвы кормят лесными дарами жителей обеих столиц
О трудолюбии и работоспособности этих приветливых и улыбчивых людей в Старой Руссе ходят едва ли не легенды. Александр и Елена СОЛОВЬЁВЫ с тремя своими детьми и нанятыми помощниками сумели развернуть нестандартный по современным меркам бизнес — они успешно перерабатывают дары леса.
«Поймать» старорусского крестьянина XXI века в разгар сезона сбора грибов и ягод оказалось делом непростым. «Он приедет поздно-поздно вечером. А завтра на рассвете снова уедет», — рассказала по телефону о планах Александра его жена Елена.
У семьи Соловьёвых действительно «горячая» пора. В лесу созрели грибы-ягоды, в огороде наливаются соком тыквы, набираются сил целебные травы. Всё это богатство нужно вовремя собрать и переработать. Осенью-зимой экологически чистые продукты украсят стол не только самих Соловьёвых, но и всех тех, кто заботится о собственном здоровье.
Продукты крестьянского хозяйства трудолюбивой четы уже оценили по достоинству питерские и московские гурманы. Черника и голубика в собственном соку или протёртая с сахаром. Малина, земляника, морошка, клюква, ежевика, варёная и моченая брусника, свежая калина. А белые грибы, подберёзовики, грузди, лисички, волнушки! А чаи из местного разнотравья!
Всё это лишь небольшая толика того, чем могут похвалиться Соловьёвы. В продукции их крестьянского хозяйства нет никаких консервантов, ароматизаторов и красителей — всё создаётся по «бабушкиным» рецептам. Рецепты эти семейство годами собирало по всей России. И вот результат: в крупнейших супермаркетах «златоглавой» и северной столиц товару старорусского крестьянского хозяйства отданы лучшие витрины.
Как ни парадоксально, но родную Новгородчину местным крестьянам покорить ещё только предстоит.
Первые шаги
Александр Михайлович Соловьёв родился 26 мая 1956 года в Таллине в семье моряка. И мама, и папа его — уроженцы Тамбовской области, сына воспитывали в строгости. В 1980 году Александр окончил Ленинградский институт холодильной промышленности, получив специальность инженера холодильных установок. В Старой Руссе оказался совершенно случайно. Приехал к друзьям и влюбился в старинный город с исконно русским именем. Здесь же нашёл и свою вторую половину — супругу Елену. Сегодня Александр Михайлович на вопрос о родине отвечает без раздумий: «Моя родина — это Старая Русса. Я хоть здесь и не родился, но чувствую себя коренным рушанином».
Свои первые шаги в бизнесе Соловьёвы делали как и большинство начинающих предпринимателей новой России начала девяностых.
— Было дело — и «тряпками» торговал. Все так «раскручивались». Но хотелось чего-то более стабильного. Тогда мы с женой открыли магазин «Сад-Огород», — начинает рассказ Александр Михайлович.
Сегодня старорусский «Сад-Огород» — любимец местных жителей. А когда-то знакомые Соловьёвых, глядя на их начинание, не очень-то верили в успех дела. Вместе с сыном Сергеем Александр Михайлович начал обустраивать магазин в старой разрушенной школьной теплице. Невероятно, но новая торговая точка не только начала пользоваться «бешеной» популярностью, но и объединила вокруг себя истинных садоводов-огородников. До сих пор при разросшемся уже магазине работает клуб единомышленников «Любомила».
Его Величество Случай
В жизни Соловьёвых огромную роль играет Его Величество Случай. Даже крестьянское хозяйство в какой-то мере появилось по его воле. Сегодня Александр отшучивается:
— Мы с Еленой тогда активно занимались магазином, купили автомобиль. На тот момент крестьянским хозяйствам транспортный налог нужно было платить по минимуму, вот мы и зарегистрировали своё крестьянское хозяйство.
На самом деле идея создания крестьянского хозяйства, где бы перерабатывались дары леса, пришла Александру Михайловичу благодаря совсем иным причинам. Как люди глубоко верующие Соловьёвы частенько ездят по местам святой Руси. В одной из поездок в Псковскую область в Никандрову пустошь глава семьи обратил внимание на то, сколько богатства «лежит под ногами». А ведь в Старорусском крае таких богатств ничуть не меньше.
— Ничто на свете не бывает просто так. У каждой травинки, у каждой ягодки есть своё предназначение — они могут подарить человеку здоровье и долголетие. Вот и мне пришла в голову мысль: из того, что лежит под ногами, можно делать продукты и, конечно же, деньги, — говорит глава хозяйства.
Едва Соловьёвы успели оформить документы на крестьянское хозяйство, как через месяц уже отправились на Православную ярмарку в Москву. Глава семьи рассудил строго: в грязь лицом перед столицей не ударим! Накупили рыбы, ягод, грибов, трав, переработали в соленья-варенья — и поехали удивлять видавших виды москвичей.
— За нашим товаром такая очередь выстроилась — торговать уставали! — рассказывает Соловьёв. — Как приятно было, что нас оценили! В те дни нас заметили и люди высокопоставленные, пригласили в «белый дом», а там как с дорогим гостем обошлись. Вот, мол, приехал крестьянин из новгородской глубинки, экологически чистый товар привёз, людей радует. Всем понравилось. И после этого три года подряд мы поставляли наши соленья-варенья на Красную Пресню, на Валдай. До сих пор мы обслуживаем многие знаменитые дома отдыха.
По секрету о здоровье
«Раскрутившемуся» и приобретшему уже некоторую известность старорусскому крестьянину Соловьёву волей-неволей приходится много путешествовать. На ярмарках, выставках и конференциях он часто общается с людьми науки. И в философских беседах о пользе экологически чистых продуктов даст фору любому знатоку:
— Мне посчастливилось познакомиться с работами одного светила медицины. Этот человек занимался изучением старости. Его интересовал вопрос: почему люди умирают. Ведь на самом деле человеческий организм рассчитан на гораздо более продолжительный срок жизни.
Учёный сделал вывод: люди умирают не от старости, а от истощения клеток. Отчего истощаются клетки? Оказалось, им не хватает нужного количества микроэлементов. В той пище, что мы можем легко отыскать на прилавках магазинов, нужного числа элементов нет. Все они в полном спектре представлены лишь в продуктах лесных — в ягодах и грибах.
И очень важно правильно переработать эти продукты и сохранить их жизненную силу.
В целебной силе продуктов, производимых в своём хозяйстве, Александр Михайлович убежден. Ему часто приходят письма с благодарностями из разных городов России.
— Люди признаются, что наши продукты помогают им находить силы, — делится с гордостью Соловьёв.
Помимо грибов, ягод и трав Соловьёвы заготавливают и рыбу. В том числе легендарный снеток. По мнению Александра Михайловича, эта мелкая рыбка обладает уникальным даром исцеления от недугов:
— Недаром ведь снеток водится лишь в нескольких озёрах России. Нигде больше в мире его нет. Эта рыба появилась миллионы и миллионы лет назад — на заре жизни, сохранив в себе массу полезных веществ. Чтобы прожить долго и не знать болезней — нужно каждый день съедать по пять снеточков. Этому меня тоже один академик научил.
Если навести Александра Михайловича на животрепещущую тему о ценности натуральных лесных продуктов, полезной информации можно насобирать как минимум на трёхтомное издание книги «О вкусной и здоровой пище». Чего только стоит его вывод о том, отчего в знаменитой екатерининской гвардии служили в основном архангельские мужики. Дело, оказывается в засоле грибов. Архангельцы грибы перед посолом не варят, сохраняя жизненную силу продукта. Вот оттого-то они и сильные такие. И грибы Соловьёвы солят именно по архангельскому способу.
О самом важном
У счастливого и удачливого владельца крестьянского хозяйства трое детей. Все они — компаньоны в семейном бизнесе.
Сын Сергей окончил Старорусский агролицей, владеет всеми видами техники. Он не просто активно помогает родителям в бизнесе — сам уже бизнесом этим заправляет. В будущем Сергей мечтает посвятить себя развитию экотуризма в области.
Дочь Людмила учится в престижном московском вузе. Окончив его, получит специальность экономиста и вернётся в отчий дом. На каникулах Людмила тоже времени даром не теряет: крестьянское хозяйство — это и её стезя. В будущем девушка намерена серьёзно заняться организацией выставок и ярмарок продукции.
Самая младшая — девятилетняя Маша. Это и мамина, и папина помощница одновременно. Чем Маша займётся в будущем — еще точно сказать нельзя. Пока в её ведении — некоторые дела по домашнему хозяйству, собака Мэри и шикарный толстый кот Лизун. Одно абсолютно точно ясно всем Соловьёвым: младшая сестрёнка тоже «найдёт себя» в общем круговороте семейного бизнеса.
Своих детей Соловьёвы воспитывали строго. Ни поблажек, ни «списаний» на возраст в семье не было. Людмила с самого раннего возраста стояла с мамой у плиты, тоннами перерабатывая ягоды и грибы. Сергея растили хозяином — мужчиной, который может и должен за всё отвечать.
Строгий папа может рассказать много историй о воспитании самостоятельности:
— Сергею и Людмиле было тогда по 9 и 8 лет соответственно. Я устроил для них первое испытание. Вывез на озеро Ильмень, дал лодку и запас еды на два дня и… попрощался.
Иду по берегу к машине, а сердце отцовское ноет: а вдруг ребятишки уже в лодке перевернулись и утонули. Так и хочется обернуться. Но нет — выдержал. Это ведь не только для них, но и для меня было испытанием. Два дня мучился. Но раньше срока не поехал. Через положенный срок вернулся. Пока до озера добирался, переволновался весь: вдруг что не так с ними? Всё оказалось в порядке. Дети, счастливые и отдохнувшие, весело делились впечатлениями. Я растил самостоятельных людей и добился результата.
Воспитание — дело серьёзное и рамок возрастных не знает. А потому отец до сих пор использует педагогические приёмы собственного изобретения:
— Было время, когда моя дочь очень боялась ездить сама за рулём по Москве. Понять, конечно, можно, но исправлять ситуацию надо было. Я пригнал машину в столицу и притворился очень больным. Делать нечего, пришлось Людмиле самой машину перегонять.
Крестьянский дом
— Я по жизни иду от малого к значительному, — широко и открыто улыбается старорусский крестьянин. — Сначала у меня велосипед был. На переднем сиденье Людочка, на багажнике Серёжа, я педали кручу. Потом мопед купил, потом «жигулёнок», теперь вот на грузовой езжу.
И так не только с транспортом. Начинали своё дело Соловьёвы в тесной квартирке-хрущёвке старорусской пятиэтажки. Подкопили денег — построили дом на краю города. Но переехать сюда всей семьёй не удалось. Помешал разросшийся бизнес. В «крестьянском» доме (именно так называет его глава семейства) пришлось обустроить производственный цех.
Дом и впрямь на самом краю города. Дальше только поле да солёные старорусские озёра. Александр Михайлович гостей сюда привозит охотно — есть что показать. Вот хозяйственные пристройки, вот чистенькая просторная кухня с рядом блестящих газовых плит. Погреб, прохладный даже летом. Здесь даже высокий человек может встать в полный рост, и уже в середине лета здесь приятно пахнет свежими грибами и ароматными лесными ягодами.
На пороге «крестьянского» дома крепкие молодые парни хлопочут по хозяйству, радушно встречая гостей. «Это и работники, это и семья, это и друзья», — предупреждает возможные вопросы Александр Михайлович.
С Александром Соловьевым Вася и Женя познакомились, будучи ещё детьми. Так уж судьба у ребят сложилась, что отца нет. А мама? Есть где-то мама, живёт в одной из старорусских деревень...
Встретившись с мальчишками однажды, Соловьёв не смог пройти мимо. Не усыновлял официально, но в школе выучил, ПТУ закончить заставил, профессию, работу, заработок и крышу над головой дал.
Во дворе «крестьянского» дома невольно подмечаешь порядок и опрятность во всём. А главное — открытость. Никаких заборов — всё как на ладони. Чуть поодаль — будка «охранной фирмы». Сама «фирма» — толстая и холёная — не лает, а подвывает от невыразимого собачьего счастья при виде любимого хозяина. Говорят, какие хозяева, такая и собака. Рядом с «соловьевским» псом уместно будет разместить табличку: «Осторожно, добрая собака — залижет до смерти!».
Хозяин подводит к месту начинающейся стройки:
— А вот здесь мы мечтаем построить гостиницу. Пусть люди из больших городов приезжают и отдыхают на здоровье в тиши провинциальной.
Небо на стене
Планов у Соловьёва — масса. И в последнее время надежда на их воплощение в жизнь стала более реальной.
— Не хочется жаловаться на судьбу, но раньше в Новгородской области нам действительно было «не найти места», — говорит Александр Михайлович. — Решили как-то раз принять участие в торговле на праздновании Дня Великого Новгорода, а нам в Роспотребнадзоре отвечают: торговать не разрешим и проверку ещё пришлём. Мы проверок не боимся — гостям рады, но обидно как-то за Новгородчину.
Спасибо, новый губернатор пришёл — всё кардинально для нас изменилось. Оказывается, и крестьянам на новгородской земле место есть. Теперь мы уверены, что всё преодолеем.
А стремиться чете Соловьёвых есть к чему. Кроме строительства запланированной гостиницы Александр Михайлович мечтает построить в Старой Руссе музей старины. На берегу маленькой речушки Малашка он выкупил землю. Здесь будет возведён крепкий крестьянский дом. А вообще-то Соловьёвы дом этот уже присмотрели в другой области — большой, старинный, из столетней сосны. Осталось купить и перевезти. В доме-музее всё будет под старину. Сюда сможет заглянуть каждый — медку, ягодок, грибков, рыбки отведать, чайку из разнотравья, соку берёзового попить. А желающие, точно, найдутся — город-то ведь курортный.
— Мы вступаем в эру Водолея. А Россия как раз под этим знаком — так что всё будет хорошо, — уверен старорусский крестьянин.
«Хорошо» у Соловьёвых уже началось. Недавно переехали-таки из маленькой квартирки в большой уютный дом. Сами построили, по своему вкусу.
— Сегодня и крестьянам бедно жить не модно, — улыбается Александр Михайлович, показывая новые апартаменты. — У каждого своя комната. Есть общая столовая и веранда. Всё для того, чтобы отдыхать.
Но в покоях хозяина телевизора нет — вместо него на стене висит большая картина, изображающая небо.
— Так много работаю, что даже на небо посмотреть некогда — вот хоть так, — оправдывается Александр Михайлович.
Работа всем миром
Никто в семье Соловьёвых работы не боится. Встают и ложатся вместе с солнцем. Летом активно принимают у людей грибы-ягоды. И не переживают, что не переработают, — вместе управятся. В крестьянском хозяйстве не только себе на хлеб зарабатывают, но и другим жить помогают. В Старорусском районе каждый знает: в магазин «Сад-Огород» можно принести собранные в лесу дары природы — примут и деньги неплохие заплатят. Сам Александр Михайлович постоянно ездит по деревням: у жителей умирающих населенных пунктов грибы да ягоды — порой единственный способ заработать на жизнь. Так что Соловьёвых ждут, и очень. Кстати, лесные богатства сюда привозят не только из Старорусского района, но и из всей области.
— Мы постоянно ищем новых партнёров, тех, кто собирает не древесные дары леса. Если кому-то самому не переработать всё собранное, добро пожаловать — обращайтесь, — приглашает к сотрудничеству Соловьёв.
Кроме собственной продукции чета старорусских крестьян активно продвигает и изделия народных промыслов. Вообще хозяева очень любят колорит русского быта. На ярмарках в больших городах Соловьёвы торгуют исключительно в национальных костюмах. Русскую косоворотку Александр Михайлович всегда одевает по торжественным случаям, праздничным датам или когда для газеты нужно сфотографироваться.
Приехав в Москву или Питер, старорусские крестьяне выставляют не пластиковые лотки с ягодами, грибами, а кузовки, бочонки, плетёные корзинки, стелят домотканные ковры и половики. Всю эту красоту они закупают у мастеров деревень Новгородчины. Ищут их по всей области, а, разыскав, не дают заглохнуть мастерству. Продают Соловьёвы свой товар, а с ним, глядишь, кому и кузовок плетёный приглянется. Вот и дедушке какому-нибудь из глухого села хороший приработок к мизерной пенсии обеспечен.
— Народных умельцев с годами всё меньше, — искренне переживает Соловьёв. — Порой, чтобы к ним добраться за товаром, десятки километров непроезжих дорог или болотных топей преодолевать приходится.
Трудолюбие в семье Соловьёвых — отличительная черта. И, скорее всего, черта эта — наследственная. Неподалёку от нового особняка старорусских крестьян стоит небольшой, но крепкий деревенский дом. Его опять же не купили, а сами выстроили для мамы Александра Михайловича — Олимпиады Никандровны. Некоторое время назад сын забрал её из Таллина. Олимпиаде Никандровне 80 лет. А она каждый летний день с тяпочкой наперевес отправляется на поле — ухаживать за посадками.
— У моей мамы имя не зря такое — Олимпиада. Она во всём стремится быть первой и лучшей, — с гордостью отмечает сын.
У матери семейства Соловьёвых — свой маленький крестьянский бизнес. Она выращивает зелень и пряности, а потом сушит ароматные травы на продажу. Бабушкой эту энергичную улыбчивую женщину назвать язык не повернётся, разве что внуки такую опрометчивую роскошь себе позволить могут.
...За всё время, что корреспондент провёл в семье Соловьёвых, лишь один вопрос поставил Александра Михайловича в тупик:
— А вы когда-нибудь отдыхаете?
На раздумье главе многочисленного семейства и крепкого крестьянского хозяйства потребовалось время:
— Мой отдых — это когда все дела переделаны и всем хорошо. А вообще-то я люблю дни, когда мы с семьёй выезжаем в лес — ягоды собирать. Бывает такое: берём палатку и на неделю в глушь, за лесными богатствами. Там и тишина, и покой, и поразмышлять о жизни можно, и работа опять же на месте не стоит.
Трудно сказать, удастся ли Александру Михайловичу хорошенько отдохнуть нынешним летом. Уже на следующий день после нашей встречи старорусский крестьянин вновь исчез из поля зрения. «В Белоруссию по делам поехал, — объяснила всезнающая супруга. — И вообще это чудо, что вам удалось хоть на один летний вечер с ним встретиться. Такая уж работа у нас, современных крестьян, «непоседливая».
Людмила РЕБРОВА
Фото автора и Владимира БОГДАНОВА,