Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Слово и дело

После критики Владимира Путина компания «Мечел» потеряла 5 миллиардов долларов
Выступая на совещании по черной металлургии в Нижнем Новгороде, премьер-министр Владимир Путин неожиданно резко заговорил о горно-металлургической компании «Мечел» и ее владельце Игоре Зюзине, который не явился на встречу из-за болезни. «Есть у нас такая уважаемая компания — «Мечел». Кстати, ее основного владельца Игоря Владимировича Зюзина мы пригласили на это совещание, но он вдруг заболел. Так вот, в первом квартале текущего года компания продавала сырье за границу по ценам в два раз ниже внутренних. А маржа где, в виде налогов для государства? — сказал Путин. — Конечно, болезнь есть болезнь, но я думаю, что Игорь Владимирович должен как можно быстрее поправиться. Иначе к нему доктора придется послать и зачистить все эти проблемы».

После этого премьер поручил Федеральной антимонопольной службе и Следственному комитету Генпрокуратуры разобраться с экспортными поставками сырья компанией «Мечел». «Прошу Федеральную антимонопольную службу обратить на эту проблему особое внимание, а может быть, даже, и Следственный комитет прокуратуры. Надо разобраться, что тут происходит», — цитирует слова премьера «Интерфакс».

Рынок отреагировал на слова Путина однозначно: акции «Мечела» на Нью-Йоркской бирже сразу же рухнули более чем на 30%, опустившись до 25,7 доллара за акцию, а капитализация компании уменьшилась почти на 5 млрд. долларов.

Высказывания Путина были настолько неожиданными, что эксперты пока не берутся говорить о будущем «Мечела» и его хозяина. То, что «Мечелом» многие на рынке недовольны, — не новость. Крупным металлургическим компаниям тяжело договориться о ценах с «Мечелом», который до последнего времени не хотел переходить на долгосрочные контракты, предпочитая им торговлю по спотовым ценам. Например, недавно с подачи НЛМК ФАС начала разбирательство в отношении угольных дочек «Мечела», установивших высокие цены на сырье.

В конце июня проблему высоких цен на сталь и уголь металлурги обсудили с курирующим промышленность и энергетику вице-премьером Игорем Сечиным. Было решено не вводить экспортные пошлины на сталь, которых так боялись сталелитейщики, заменив столь непопулярную меру введением долгосрочных контрактов. По схеме долгосрочных контрактов работают сейчас почти все угледобытчики, кроме «Мечела». К тому же цены «Мечела» на уголь для внутренних потребителей традиционно были выше цен конкурентов.

Однако Путин обвинил Зюзина не в желании заработать на конкурентах, а в попытках недоплатить государству. Обвинение в занижении экспортных цен заставило аналитиков вспомнить «дело ЮКОСа», руководителей которого уличили в применении так называемого трансфертного ценообразования, когда компании продают своим «дочкам» товары, используя более низкие, чем в реальности, внутрикорпоративные цены, что занижает суммы начисляемых налогов.

Как потом выяснилось, Игорь Зюзин со среды находится на лечении в одном из клинических подразделений Московской медицинской академии имени Сеченова. Как сообщил источник РИА «Новости», он поступил туда «с кардиологическими проблемами».