— Мы лес не только пилим, мы его еще и восстанавливаем, охраняем от пожаров и от незаконных порубок, — рассказывает Александр Мануйлов. — Благодаря тому, что у нас налажено патрулирование, осенью прошлого года задержали мужиков, которые спилили более сорока кубометров леса. А нынешней весной был второй случай: поймали рубщиков, едва они повалили две березы.
Что касается лесных пожаров, то, слава богу, дело обстоит благополучно. Предприятие Мануйлова распахало полосы вдоль лесных массивов, возле дорог висят предупреждения, в деревнях с населением проводятся беседы о необходимости соблюдения противопожарной безопасности.
— Все мои заботы и помыслы — о том, как бы побыстрее пустить цех, в котором займусь переработкой леса, — говорит Александр Алексеевич и показывает в сторону возвышающегося каркаса. — Думаю, осенью удастся его запустить. В ближайшие дни начнем крыть крышу, обшивать стены железом, заливать полы. Три станка уже приобрел, сейчас решаю вопрос с двумя пилорамами и камерой для сушки пиломатериалов.
Для того чтобы лесной бизнес приносил хорошую отдачу, Мануйлов в Интернете консультируется со своими коллегами из всей России. Благодаря их подсказке 40-летний бизнесмен будет монтировать установку для прессования опилок в брикеты для отопления собственного производства, а излишки пойдут на продажу.
— Новгородский лес востребован: приезжают из Московской, Ленинградской областей и просят изготовить деревянные дома, бани. Хорошие деньги предлагают, — с озабоченностью говорит Александр Мануйлов. — Думаю, что через несколько месяцев начну делать деревянные срубы из калиброванных бревен.
Почему не сегодня или завтра? Не так давно в хозяйстве Мануйлова случился пожар, который здорово выбил из колеи: «Завистники подожгли гараж, под одной крышей с ним было и административное здание. Сгорела техника, своя и чужая. Пришлось платить, а это не один миллион. Если бы не эти убытки, глядишь, сейчас бы давал продукцию».
Слушая Александра Мануйлова, я был удивлен тому, с какими уверенностью и стремлением он идет по жизни. Лишних денег в семье нет. В банке кредит на 8—10 лет под небольшие проценты, как хотел бы, не дают, приходится занимать у коллег. Но, взяв в аренду на 49 лет более двух тысяч гектаров леса, он думает о завтрашнем дне.
Василий ПИЛЯВСКИЙ
Фото автора