Четверг, 18 июля 2024

Редакция

ЭЙ ТАМ, НА БАРЖЕ!

ЭЙ ТАМ, НА БАРЖЕ!Кораблями Великий Новгород вряд ли удивишь. «Михаил Балабан», «Господин Великий Новгород», прогулочные теплоходики украшают волховские причалы с весны до осени.

В сентябре нынешнего года береговой пейзаж пополнится ещё одним судном, которое встанет на «мёртвый якорь» напротив областного драмтеатра.
 
68-метровый корабль под «романтическим» названием PM-603 был построен в 1968 году в немецком Магдебурге. В 2008-м ему предстоит стать первым плавучим ресторанно-развлекательным комплексом в Великом Новгороде. В промежутке между этими датами он достойно выполнял роль магазина, который обслуживал моряков на судах Балтийского моря. Как в каждой уважающей себя торговой точке, здесь располагались кондитерский, бакалейный и мясной отделы. Новгородский предприниматель Валерий Тян, нынешний владелец судна, поделил его на другие отсеки: ресторан на верхней палубе, двухуровневая кухня, VIP-зал в морском стиле на втором «этаже» и ночная дискотека в трюме. Проект и его реализация, по словам бизнесмена, обойдутся в 25 млн. рублей. 
Аренда воды и воздуха
Проходящие по асфальту туристы машут руками и кричат: «Эй там, на барже!», делая ударение на последний слог.


— Это вам не баржа какая-нибудь. Сталь хорошая, немецкая, — Валерий Тян хлопает по теплому от солнца корабельному боку.

— Прослужит долго. Вот здесь, по всему периметру, мы поставим огромные панорамные окна, чтобы можно было любоваться видом церкви Бориса и Глеба и памятником Александру Невскому, чистой и зеленой набережной Торговой стороны.
На самом деле только Валерий Тян и дизайнер Виталий, который командует строителями, видят на палубе не груды железа и мотки утеплителя, а террасу со столиками на 60—80 посадочных мест. Ориентировочно, верхний этаж комплекса откроется уже в начале июля.


— Этот корабль — стояночное судно, — рассказывает Виталий. — Мотор мы уже сняли, передвигаться оно может только на буксире.


Роль поводырей-буксировщиков исполняют два небольших катера, прибившихся к белому борту «старшего брата». По мере надобности они таскают PM-603 от КЮМовско

го причала до места стоянки у драмтеатра. По словам Валерия Тяна, идею питания и отдыха на воде он реализует уже год.
— Это мой принцип: каждый проект не должен отнимать больше 12 месяцев, иначе он не сможет окупиться в срок, — говорит судовладелец.


Своему плавучему ресторанному комплексу на получение прибыли он отводит три года.


— Имеет место предпринимательская хитрость — за аренду воды платить не придется. Если бы я занялся постройкой традиционных точек общепита на суше, это стоило бы раз в пять дороже. Считайте сами: на судне — тысяча квадратных метров.
Кстати, у новгородского корабля-ресторана еще нет собственного имени. Самое удивительное, что вариантов названий сотни, но пока ничто «не легло на душу», хотя вечерами его владелец штудирует книгу «Морские корабли всех времен». Уже примеривался к банальному «Санта-Мария», но решил, что «святое название» — вроде как не к месту развлекательному заведению. Валерий Тян говорит, что у новгородцев есть шанс получить в подарок ужин в ресторане за удачное название. То, что к имени корабля нужно подходить серьезно, говаривал еще капитан Врунгель, помните: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет»?
Высокие отношения


— У меня все в жизни подсмотренное, — честно признается Валерий Тян. — Думаю, не надо изобретать велосипед. Такие корабли-рестораны я видел в Голландии, Испании, Португалии. Как и любой другой возможный проект, проецировал его на Новгород. Вначале вообще хотел плавать, делать пикники на озере, потом передумал: ведь похожие услуги в Новгороде уже есть.


Тян, владелец кафе «Диалог» и ресторана «Азия», в общественном питании — не новичок. Уже более десяти лет наряду с известными новгородскими рестораторами он пытается внедрить в городе высокое отношение к высокой кухне. Несмотря на установившееся мнение, дескать, у нас слишком много кафе и ресторанов на душу населения, и заведения пустуют даже в хороший туристический сезон.


— Просто в плохие точки не идут, — уверен Валерий Тян. — Я считаю, что в Новгороде по-прежнему не хватает хороших точек общепита. Дело в сервисе и кухне.


Здесь, на этом корабле, кухню обещают европейскую, однако с шашлыками и копченой рыбой. Главного менеджера выписывают из Эстонии, там же пройдут курс два шеф-повара. Только на кухне вместе с ними будут трудиться 20 человек. Владелец нового бизнеса уже в процессе реконструкции судна открыл для себя много нового. Например, пришлось спрямить лестницу-серпантин, ведущую из кухни в залы. Произошло это потому, что блюдо с плиты должно приходить к клиенту не позднее минуты, а то остынет.
— Мое заведение — для клиентов с доходами выше среднего, — признается ресторатор Тян. — Хотя люди и с небольшими деньгами могут прийти сюда, чтобы выпить чашку кофе. Хочу иметь культурного клиента — не стряхивающего пепел на ковры, не кидающего мусор мимо урны. А еще мечтаю открыть школу этикета и курсы для женщин, которые хотят научиться кухне «от кутюр».


Средний чек в ресторане для гурманов обещают тысячу рублей без спиртного, что находится в высоком ценовом диапазоне для Новгорода и среднем для ближайшего города, где есть аналогичные проекты, — Петербурга.


...Питерский ресторан «Акварель» стоит на приколе у Биржевого моста. Здесь предлагают три вида кухни — морскую, авторскую и смешанную. «Акварель» имеет три этажа: на первом расположен холл, далее следует ресторан, на третьем находится гриль-бар и десертная зона. Общий интерьер дополняется великолепным видом Невы и петербургских дворцов.


— Мы продаем нашим клиентам не только хорошую кухню, но и окружающий пейзаж, — делится секретами один из управляющих «Акварели», представившийся Олегом. — Основная ставка делается на туристов, которым очень нравится смотреть на развод мостов. Нижний предел среднего чека — 700 рублей.


10 процентов тревоги
В том, что необычный ресторан заработает, предприниматель Тян уверен процентов на 90. Но оставшиеся десять внушают ему тревогу. Он первым из новгородских бизнесменов столкнулся с проблемой аренды реки.


— Место причала мы искали с бывшим главным архитектором города, — рассказывает Валерий Тян. — Но вот на каких основаниях здесь можно поставить судно — наши чиновники в замешательстве. Ни разу такого не делали. Оказывается, набережная от театра до «Интуриста» — федеральная собственность. Да еще и причал значится недостроем, а недострой в аренду не отдают. Мне предложили самому достроить причал: правда, проект стоит 2 млн. рублей, а сама реконструкция — 50. Так и хожу по кругу, от областных чиновников к городским и обратно. Я уже вложил сюда несколько миллионов, но не чувствую гарантии того, что мне удастся здесь быстро закрепиться, встать на настоящий «мертвый якорь».