Понедельник, 25 ноября 2024

Редакция

«Большой брат»

«Большой брат»

Исполнился год системе камер слежения за дорогами Великого Новгорода

Помните известное выражение писателя-фантаста Джорджа Оруэлла «Большой брат смотрит на тебя» в романе «1984», рассказывающем о тотальном контроле государства над своими гражданами с помощью высоких технологий? система видеонаблюдения МУП Великого Новгорода «Центральная диспетчерская служба общественного транспорта» («ЦДС ОТ»), которой исполнился год, тот самый «Большой брат»». Или всевидящий городской глаз. Только работает он на благо общества, а не против нас.

От галочки до точки

Экскурсоводом по диспетчерской на улице Германа, 39, и, собственно говоря, по всему городу стал директор муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Центральная диспетчерская служба общественного транспорта» Алексей АЛЕКСЕЕВ. Он сразу расставил всё по своим местам:

— В ближайших к нам регионах такой системы, открытой для всех через Интернет (по адресу: transport.nov.ru. — Т.Т.), нет. Подобная имеется лишь в Москве в рамках ГИБДД, но она закрыта для массового пользователя. Хотя системы видеонаблюдения за общественным транспортом довольно популярны в зарубежных странах.

натолкнуло Алексея Алексеева на мысль создать такую систему сообщение о подобных, уже существующих на Западе. Идея пришла в голову задолго до того, как появилась возможность воплотить ее в жизнь. Пришлось ждать времени, когда в свои права вступил всемогущий рынок и частная инициатива в лице коммерческих перевозчиков.

Итак, конец восьмидесятых. Тогда в городе уже существовал архаичный по сегодняшним меркам учет работы пассажирского транспорта. Когда к остановке подъезжал пассажирский автобус, его водитель, через специальное радиотехническое устройство связи, укрепленное на столбе, подавал сигнал диспетчеру о том, что можно поставить галочку о прибытии на контрольную точку. Основным недостатком был субъективный фактор: диспетчер мог по своему разумению и прихоти ставить галочки там, где ему захочется.

Проблема учета встала во весь рост, когда в Великом Новгороде появилось большое по тем временам число удобных пассажирских автобусов «Мерседес». Но перебои с графиком так и оставались. Это обусловило выделение службы учета в отдельное муниципальное предприятие, занимающееся помимо учета продажей проездных билетов.

С появлением коммерческих перевозчиков бизнесмены, кровно заинтересованные в увеличении своих доходов, сами предложили финансирование новой системы учета движения транпорта. Электроника, работающая в автоматическом режиме и не зависящая от личных взаимоотношений водителя и диспетчера, зримо улучшила дорожное движение. Сегодняшняя система проста и надежна. Кроме того, чего нет в большинстве российских городов, с водителями автобусов возможна и голосовая связь.

Останавливаться на достигнутом специалистам уже не хотелось. В связи с тотальной автомобилизацией у многих служб появилась потребность своими глазами увидеть то, что происходит на улицах города. Решение, к которому пришли в «ЦДС ОТ», оказалось простым: сделать это можно только с помощью видеокамеры. Сразу принялись за решение технических вопросов — поиск организации, способной создать сети, и определение точек, где нужно поставить камеры.  Конечно, ставить их стали там, где образовывались пробки.

Нам любые дороги дороги

Диспетчеры считают себя вправе не только рекомендовать тем или иным службам и ведомствам внести изменения в свою работу, но и ждать ответа. Ведь именно сюда стекается вся информация о том, что происходит на новгородских дорогах в режиме реального времени.

Вот лишь один пример.
«ЦДС ОТ» уже просила железнодорожников не закрывать переезд на Нехинской после 17 часов, так как это парализует всё движение в городе. Пока договориться не удаётся.

Полезную информацию, не отходя от монитора в диспетчерской, корреспондент «НВ» получил в ответ на свой вопрос, влияет ли на перегруженность площади Строителей работающий рядом гипермаркет «Лента» с автостоянкой? Казалось бы, проблема с пропускной способностью Великой улицы и площади в целом после появления торгового центра должна была бы встать во весь рост. Однако экран беспристрастно показывает, что на транспортный поток «Лента» особо не влияет. По словам Алексея Алексеева, стоянка вмещает машины. Впрочем, если быть до конца объективным, то на экране были видны машины, припаркованные там и сям и вне стоянки. Это может в перспективе создавать проблемы.

Первая по важности и времени установки камера неслучайно появилась именно тут, на площади Строителей. В диспетчерской она на отдельном мониторе. Эта площадь, по словам транспортников, — настоящее сердце города, от пульса в котором зависит вся его жизнь.

Самые неприятные часы на площади Строителей, по данным «ЦДС ОТ», — с 7.30 до 9.30. Днем тут проехать автомобилисты могут относительно быстро, но только в том случае, если нет непредвиденных ситуаций, ДТП или поломок транспорта.

Кстати, о них. Система видеонаблюдения необходима для анализа всевозможных помех на дорогах. Вот лишь один из последних эпизодов. Закрытие Сырковского переезда 27 июня из-за аварии в 17.32 создало пробку, парализовавшую движение по всему городу более чем на час. К сожалению, по словам Алексея Алексеева, экипаж ГИБДД тогда приехал позже, чем хотелось бы. По его мнению, было бы неплохо выделять постоянный дежурный экипаж для того, чтобы представители ГИБДД вовремя появлялись на самых опасных и загруженных участках. Они могли бы среагировать на ситуацию в течение 5—6 минут, а не 50, как в этом эпизоде, когда пробка на Сырковском шоссе произвела цепную реакцию по всему городу — от моста Александра Невского до Западного района.

В итоге

Несмотря на то, что транспортный поток увеличивается на городских улицах с каждым днем, его пока удается систематизировать. Полученная «ЦДС ОТ» информация анализируется владельцами автобусных парков при составлении расписаний, при загрузке маршрутов и даже при выплате заработной платы.

сейчас круглосуточно работают семь шведских камер видеонаблюдения. планируется поставить еще. Техника дорогая: каждая камера стоит 75 тыс. рублей плюс различная оснастка, программное обеспечение, компьютерное железо и многое другое — всего до 200 тысяч рублей. Несмотря на импортную начинку сама система создана и разработана нашими умельцами — новгородскими компьютерщиками.

Сохранность архива видеозаписей — до 5 суток; на более продолжительный срок записываются отдельные эпизоды. Кстати, камера слежения имеет все необходимые атрибуты видео: возможность приближения того или иного фрагмента общей панорамы, автоматической работы вне зависимости от присутствия операторов и многое другое.

Кстати об операторах. Наталья Данилова, одна из них, заступает на свою смену порой рано утром, а заканчивает ее далеко за полночь. У посетителя диспетчерской при одном взгляде на огромные плазменные мониторы на стене сразу возникает непередаваемое ощущение того, что паришь над миром. Один экран разделен на семь небольших фрагментов, позволяющих видеть картинку со всех камер сразу.

Самое же важное в работе диспетчера, по словам Натальи Даниловой, дорожно-транспортные происшествия. Когда они происходят, необходимо как можно скорее связаться с ГИБДД: счет идет на секунды.

Напрашивается вывод: конечно, деньги на ремонт и строительство дорог нужны, и это первоочередная задача, но необходимо и совершенствование сопутствующей инфраструктуры. В Великом Новгороде должен появиться еще ряд камер слежения. к 1150-летию города развитие данной системы могло бы стать очень полезным. речь идет о безопасности дорожного движения. Это касается всех.

Такую систему было бы неплохо установить и в крупных районных центрах — Боровичах, Старой Руссе.

В конце беседы Алексей Алексеев продемонстрировал корреспонденту будущее. Пока только на мобильник директора МУП выводится картинка в реальном времени с любой из камер. со временем эта услуга может стать доступной всем.

Или другая идея, уже реализуемая на Западе: установка специальных мониторов на наиболее важных городских остановках. Такая информация была бы полезна для пассажиров, которые хотят знать,что происходит на дороге в паре кварталов от них и стоит ли ждать транспорт.

Одним словом, есть еще над чем работать и к чему стремиться. Все начинается с мечты.

Томас ТОММИНГАС
Владимир МАЛЫГИН (фото)