100—300 тыс. куб. м обогащенного песка, гравия и песчано-гравийной смеси.
Два ныне действующих карьера компании покрывают потребности не только Валдайского района, но и далеких от Новгородской области регионов. Главным препятствием для дальнейшего распространения валдайской продукции стали взлетевшие железнодорожные тарифы. По словам Николая Дудина, генерального директора ООО «Валдайнеруд», сейчас затраты на транспорт в цене сыпучих стройматериалов достигают 80%. «При таких условиях можно рассчитывать на хороший сбыт лишь в ближайшей округе», — говорит он. Сейчас примерно половина добытых полезных ископаемых идет строительным компаниям, входящим в «Деловой партнёр».
Местные эксперты считают, что обеспеченность собственными нерудными материалами в регионе плохая. Только недавно у нас стали добывать гранитный щебень, который идет на строительство дорог. Его всегда привозили
из Карелии. Щебень известкового происхождения, которым богаты новгородские карьеры, невозможно использовать при производстве бетона и пр.
Издалека виднее
О том, что потребность в нерудных материалах высока, говорят и новые проекты, появившиеся в Новгородской области. Например, в конце прошлого года питерская компания «ССМ-2» открыла в Любытинском районе производство гранитного щебня. Проектная мощность производства составит около 400 тыс. куб. м в год. Предполагается, что большая часть щебня будет поставляться на строительство высокоскоростной магистрали Москва — Петербург. Именно за счет этого проекта «ССМ-2» планирует окупить все затраты.
Столичная компания «Стройиндустрия» в мае запустила сортировочно-дробильный комплекс на гравийно-песчаном месторождении «Миголощи» в Хвойнинском районе. В потенциале карьер может дать 1 млн. кубометров стройматериалов в год. Объем инвестиций в этот проект составил почти 200 млн. рублей. Как заявлял ранее Александр Бобрик, генеральный директор ООО «Стройиндустрия», продукция из Хвойной пока востребована московскими и петербургскими строителями.
Юрий Горохов, генеральный директор холдинга «Деловой партнёр», пока не видит перспективы, под которую можно было бы увеличивать добычу песка и гравия: только если в самом Валдае начнется большое строительство.
— Новгород с его новыми строительными проектами много не возьмет, — уверен Юрий Горохов. — Возможно, толчок для дальнейшей разработки полезных ископаемых даст строительство дороги между двумя столицами. Но по опыту известно, что подрядчики предпочитают брать карьеры в собственность. В этом я усматриваю недальновидную политику руководства районов, которые не видят свою выгоду от долгосрочного сотрудничества.
Юлия ГЕНЕРОЗОВА
Владимир МАЛЫГИН (фото)