Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Будем резать, будем бить

Похоже, что мелким фермерам на рынке места нет

20 лет назад Виктор Кружилин выкупил в Травкове у разваливающегося хозяйства здания, отремонтировал и завёз скотину — коров да свиней. Получилась ферма, которая стоит и по сей день.

Вначале думал Кружилин выращивать мясо только для себя, но вскоре понял выгоду и увеличил поголовье. Развивал хозяйство без всякой помощи от государства. В хорошие времена ферма насчитывала до 500 свиней и 15–20 коров. А пару лет назад Виктор Кружилин приобрёл ещё одну ферму в той же деревне. Полностью подготовил её к заселению четвероногих жильцов, но внезапно начал не увеличивать, а сокращать поголовье.

Правила сокращения
Неприятным сюрпризом для него стало принятие Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).

«Согласно этому регламенту забой скота, мясо которого пойдёт на продажу, разрешается только в специализированных скотобойнях. Я подсчитал, во что это обойдётся. Мне невыгодно», — рассказывает фермер.

Его расчёты просты. Скотину он забивает у себя на ферме на специально отведённом месте. Если это будет запрещено, расходы значительно увеличатся, во-первых, за счёт доставки скотины на промышленную площадку. Во-вторых, придётся платить за услуги по забою. А они довольно высокие. Во всяком случае фермеры и владельцы личных подсобных хозяйств предпочитают эту грязную работу выполнять своими силами.

Впрочем, решение сокращать поголовье стада он принял не сразу. Ведь неизвестно было, когда вступит в силу Технический регламент. Но на всякий случай взялся за проект строительства скотобойни у себя на ферме, изучил все требования к промышленной площадке и… отказался от затеи.

Это, как он пояснил, для него неподъёмно. Нужны площадка, канализация, горячее и холодное водоснабжение и т.п. Далеко не каждый дом в деревне имеет такие удобства.

Тогда и решил постепенно сокращать поголовье. Оставить скотины немного — только для себя. А последние события вселили уверенность, что решение он принял правильное.

18 дней лета
Технический регламент Таможенного союза вступил в силу 1 июля. Фермеры, прозевавшие день икс, испытали настоящий шок, когда ветстанция отказала выдать справки на продажу мяса из-за того, что скотина была забита в домашних условиях.

Эта весть мигом облетела район. Забой скота на продажу приостановился. Ни один фермер не повёз забивать скотину на предприятие. «К нам фермеры вообще не обращаются, хотя и интересуются нашими услугами. Но как узнают стоимость забоя, отказываются, — говорит начальник мясожирового цеха ЗАО «Боровичский мясокомбинат» Раиса СЕМИЧАСОВА. — А дешевле не получается! Вода, электроэнергия и так далее — всё это деньги! Хотя мы готовы принять на разделку скот от частников, площадка позволяет. Но объективно наша услуга выгодна крупным сельхозпроизводителям, которые везут на забой сразу несколько голов скота».

Запрет на домашний забой отменили 18 июля, приостановив до 1 июля 2014 года. «Думаю, это был пробный камешек — запретить подворовой забой. Я тоже на этот период прекратил разделку туш. На моём хозяйстве это никак не отразилось. Но когда запрет начнёт действовать на постоянной основе, то на ферме будет поставлен крест. Причём я, по сравнению с другими фермерами, нахожусь в лучшей ситуации. Ближайшая промышленная площадка у меня рядом, в Травкове. И то мне это невыгодно. Что говорить о фермерах, которым придётся возить скотину на забой за десятки километров? Это же немыслимые расходы! Этот закон не просто ставит под удар малый бизнес на селе, а попросту убивает его», — резюмировал Виктор Кружилин.

Нож для бурёнки
— Сельхозпроизводители в районе оказались не готовы к требованию Технического регламента «О безопасности пищевой продукции» — так считает Елена ПАВЛОВА, начальник управления сельского хозяйства и продовольствия администрации Боровичского района. — В районе забивается примерно полторы тысячи голов скота в год, из них в частном секторе — порядка 400 голов.

Однако нельзя забывать и о другом. Сегодня в районе сохранилось только два специализированных убойных пункта — на мясокомбинате и в Травкове.

Боровичский район