Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Рыба ищет, где лучше, а человек — где рыба

Корреспондент «НВ» беседует с председателем комитета охотничьего и рыбного хозяйства области Владимиром КОРОЛЁВЫМ.

— Владимир Евгеньевич, осенью итоги подводят не только земледельцы, но и рыбоводы. Как сложился нынешний год?

— Если коротко, то — удачно.

Как и предусмотрено целевой программой развития рыболовства и рыбоводства в области на период 2011—2015 годов, нынче в прудах и садках будет выращено 460 тонн товарной рыбы. Наблюдается динамика роста этого показателя, в подтверждение скажу, что до принятия данной программы область выращивала такой рыбы 333 тонны. Такое увеличение стало возможным благодаря финансовой поддержке из областного бюджета. В итоге на территории региона реализованы три проекта по выращиванию форели, сига на озерах Велье и Селигер в Демянском и на озере Меглино в Мошенском районах. Созданные на этих водоемах хозяйства в текущем году поставят более 300 тонн деликатесной рыбы.

Но мы видим, что при наличии в регионе большого количества озер можно существенно увеличить выращивание рыбы в садках. Для этого активизировали работу с потенциальными инвесторами. В стадии подготовки находится ряд проектов, реализация которых будет способствовать дальнейшему развитию этого направления в рыбоводстве.

— Вы говорите о садках. Но у нас есть огромный резерв для увеличения производства товарной рыбы в прудах…

— Это очень актуальная тема. В нашем регионе общая площадь прудов составляет 1 690 гектаров, а используется менее тысячи. В этом году с действующих прудов рассчитываем получить 180 тонн карпа, линя, карася. Естественно, результат невысокий, и мы сегодня проводим детальный анализ по каждому пруду, чтобы принять действенные меры к собственникам и арендаторам, работающим неэффективно.

Что касается прудов в Юрьеве, за Синим мостом под Новгородом, в ближайшее время состоится  расширенное совещание общественного совета при нашем комитете с участием специалистов Россельхознадзора, Росприроднадзора, природоохранной прокуратуры, администрации Новгородского района, на котором будет поставлен вопрос об изъятии этих неиспользующихся прудов у их хозяев.

— А Ильмень — по-прежнему наш главный кормилец?

— Да, это так. С начала года там выловлено 1 384 тонны рыбы, что на 74 тонны больше уровня прошлого года. Сейчас на водоеме промысел ведут 29 рыболовецких коллективов, и мы рассчитываем, что они до конца года дадут еще не менее 900 тонн. С этой целью на Ильмене выставлено свыше 3 000 мереж, используется более 300 вставных сетей, три береговых невода, 30 плавных сетей с соймами.

— Боюсь, что после названных вами цифр рыбаки-любители схватятся за головы: «Вот почему на озере не поймать на удочку окунька, рыбы нет, все сетями перегорожено». Что вы можете сказать по этому поводу?

— Давайте не будем спешить с выводами. Вот передо мной данные за начало 70-х годов прошлого столетия. Они довольно любопытны. Тогда на Ильмене работали 350 рыбаков, сейчас — 220. В ту пору, представьте себе, выставлялось 8 500 мереж(!) и 12 000 сетей, задействовано было 27 неводов. И даже при таком большом количестве орудий лова рыбные запасы на Ильмене не истощались.

— Значит, сегодняшние выловы  не навредят озеру?

— Мы опираемся на исследования ученых Новгородской  лаборатории Государственного НИИ озерного и рыбного хозяйства, которые говорят, что запасы рыбы в Ильмене остаются стабильными. Наука рекомендует, сколько той или иной рыбы можно выловить на Ильмене за год, чтобы не подорвать его рыбные запасы. Леща, например, — 550 тонн в год, щуки — 170, судака — 90, чехони — 100, плотвы — 260 тонн. Отдел госконтроля, надзора и рыбоохраны строго отслеживает, чтобы рыбаки не выходили за рамки.

— Но в области имеется еще около тысячи озер, площадь которых достигает 180 тысяч гектаров, 507 рек. Вот база для наращивания производства товарной рыбы.
— Да, это существенный резерв для увеличения производства рыбы в регионе. Но сама по себе большая рыба в малых водоемах не появится. Что для этого надо делать? Находить водоемам хозяев, которые со знанием дела станут заниматься их зарыблением. Над решением этой задачи и работает наш комитет. Если еще пять лет назад пользователей малых водоемов можно было пересчитать на пальцах, то сейчас их более двадцати. Виден и результат: вылов товарной рыбы там возрос более чем в два раза и составляет 70 тонн. В ближайшие годы планируем выйти на добычу не менее 200 тонн рыбы в год.

— На ваш взгляд, чем это будет обеспечено?

— Мы рассчитываем, что существенно возрастет количество пользователей малых водоемов. Это первый фактор, второй — работа по зарыблению озер. В этом году в малые водоемы выпущено 552 тысячи штук подрощенной личинки щуки и ряпушки. Если личинкой щуки и раньше зарыблялись наши озера, то ряпушку запустили впервые. Чем вызвана необходимость зарыбления озер этой рыбой? Ряпушка быстро растет в условиях наших водоемов, отличается высокими вкусовыми качествами, будет востребована на рынке.

Мы этой осенью планируем выпустить в озера Мошенского, Демянского, Окуловского и Любытинского районов 70 тысяч сеголеток пеляди, сига и 20 тысяч сеголеток судака. Эта осень станет и важной вехой для прудовых хозяйств Крестецкого, Боровичского районов. В качестве эксперимента в пруды этих районов будет выпущено 70 тысяч сеголеток пеляди. Эта рыба хорошо уживается с карпом, быстро растет и ценится у покупателей, рассчитываем, что через год удастся получить первые тонны товарной пеляди.

Фото автора