Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Деревню заботой не обделим

Более 20 отдалённых населённых пунктов в Новгородском районе обслуживает на автомагазине Сергей Русаков. Он и водитель, и продавец, постоянно перевыполняет планы, за хорошую работу его благодарят жители деревень

О проблемах организации торгового обслуживания жителей отдалённых населённых пунктов рассказывает председатель совета Новоблпотребсоюза Станислав САДАЛЬСКИЙ

— Станислав Станиславович, приближается зима. Как в этот трудный по доступности период будут обеспечиваться товарами первой необходимости жители деревень, в которых нет магазинов?

— Мы никогда не обращаем внимания на погоду. Жара или холод — ежедневно более 50 автомагазинов выезжают на свои маршруты, обслуживая в установленные графиком дни более 1200 населенных пунктов нашего региона. Туда доставляется свыше двухсот наименований товаров — от спичек и соли до колбас и конфет. Для сохранения быстропортящихся товаров в автомагазинах установлены холодильники. Кроме того, выполняются заявки населения на мебель, строительные материалы, бытовую технику. По просьбе жителей автомагазины доставляют свежие газеты, журналы, лекарства по выписанным рецептам, оплачиваются услуги связи, Интернет. Словом, выполняем и идем навстречу всем пожеланиям сельских жителей.

— Вы подвели итоги работы автомагазинов за девять месяцев. Кто лучшие, на кого равняться остальным?

— Уже не один год первенство в трудовом соперничестве среди этой категории работников занимает продавец автомагазина Хвойнинского райпо  Людмила ИВАНОВА, обслуживающая около ста деревень в районе. Она в год продает населению товаров более чем на 10 миллионов рублей, что значительно больше плана. И в этом году она добивается хороших результатов. За девять месяцев объем продаж превысил 7 миллионов рублей.

— Торговые сети пришли не только в города, но и в райцентры. Это как-то снизило бремя нагрузки на потребкооперацию?

— Да, приходят в районные центры торговые сети. Они там открывают свои магазины в самых привлекательных местах. Естественно, опускаться ниже районных центров они не станут, это им не выгодно. В летний период незначительная часть предпринимателей выезжают в места, где много дачников, и ведут там торговлю. В остальное время их не встретишь, как не встретишь и в отдаленных деревнях.

Наши же автомагазины приезжают за десятки километров в деревни, в которых живут два-три человека, понимая, насколько важно вовремя обеспечить этих людей товарами первой необходимости. Порой добираемся туда, прибегая к помощи тракторов, приезжаем, когда раскисают грунтовые дороги после обильных весенних, осенних дождей, когда эти дороги занесены снегом, когда колдобины годами не устранялись. Из-за этого магазины на колесах не выдерживают колоссальных нагрузок, в день приходится проезжать по 150 и более километров, часто ломаются. Поэтому мы ежегодно вынуждены приобретать не менее пяти автомагазинов, тратя на каждый около миллиона рублей, чтобы справиться с той задачей, которая перед нами стоит.

Деревню заботой не обделим— Может, проще на селе сохранять стационарные магазины, чем направлять туда автомагазины?

— У нас стало правилом, и мы его придерживаемся, чтобы в самой малочисленной деревне сохранялся наш магазин. Идем даже на то, что если в этой или соседней деревне не найти продавца, а это самая главная причина, почему мы вынуждены закрывать там торговые точки, то направляем туда продавцов из райцентра. Честно скажу, что таких энтузиастов найти непросто. Не все хотят ехать работать за десятки километров от дома, получая при этом небольшую зарплату. Ведь в деревне с пятью-семью жителями не много товара продашь, есть магазины, в которых в месяц объем продаж едва достигает 25 000—30 000 рублей в месяц. При этом продавцу надо платить зарплату, отчислять налоги, платить за электричество, используемое в магазине, за дрова для его отопления. Естественно, что такие торговые точки приносят нам одни убытки, но интересы людей, живущих в этих малочисленных населенных пунктах, для нас превыше всего.

— Количество автомагазинов за последние годы увеличилось?

— Нет, оно находится на одном уровне, и этого количества достаточно для выполнения поставленной задачи. В целях закрепления кадров, повышения их мастерства мы стараемся, чтобы на автомагазинах работали не два человека — водитель и продавец, а один в двух лицах. Что это дает? Такое совмещение позволяет человеку, работающему на автомагазине, зарабатывать гораздо больше, отсюда стимул держаться за место, расти профессионально и качественно обслуживать своих покупателей.

Хочу сказать, что, по нашим подсчетам, автомагазины потребкооперации за год доставляют в сельские населенные пункты около 8000 тонн различных товаров на сумму свыше 100 миллионов рублей. Но это меньше тех затрат, которые делаются на содержание и работу автомагазинов.

— А можете  назвать сумму убытков, которую они приносят?

— Мы эту сумму не скрываем, по году она превышает 30 миллионов рублей, и, по прогнозам наших специалистов, она будет расти.

— Чем это вызвано?

— С середины прошлого года вступил в силу федеральный закон, запрещающий автомагазинам продавать алкогольную продукцию. Когда проводим в деревнях собрания пайщиков, люди задают нам вопрос: «Как теперь быть? За бутылкой вина на день рождения, на праздник ехать пожилому человеку в райцентр?». Приходится объяснять, что мы этот закон честно исполняем, но при этом хочу сказать, что теперь доходная часть автомагазинов сократилась более чем на 20 процентов. Хорошо, что Центросоюз РФ сумел убедить разработчиков закона о реализации табачных изделий, и за автомагазинами оставлено право вести торговлю табачными изделиями, а в первоначальном варианте предполагалось запретить им это делать.

Фото автора