Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Казна не казнит

Но чтобы вами не занялись компетентные органы, сделайте то, чего требует налоговая инспекция

По данным на 1 октября, суммарная задолженность по налогам в Новгородской области достигла 3,9 млрд. рублей. Причём в нынешнем году она выросла на 46 процентов.

 О причинах этого и мерах, принимаемых к должникам, рассказывает руководитель управления ФНС по Новгородской области Татьяна ЕКИМОВА.

— Татьяна Алексеевна, почему всё же возник столь существенный недобор?

— Кроме несвоевременного внесения текущих налоговых платежей на размер задолженности влияют также доначисления в ходе налоговых проверок. Только две значимые масштабные проверки, проведенные по заданию Федеральной налоговой службы и правительства, дали нам рост задолженности на 1,2 миллиарда рублей. В основном из-за Угловского ликероводочного завода. Предприятие оспаривало доначисленные суммы налогов, штрафов и пени, даже обращалось по этому поводу в ФНС России. И лишь недавно наше решение вступило в законную силу. Но предприятие по-прежнему решение не исполняет, и нам не остается ничего другого, как передать материалы в следственные органы.

Добавлю, без учета этих проверок, по итогам третьего квартала 2013 года у нас было бы не увеличение, а снижение задолженности — примерно на 190 миллионов рублей.

— Возможно, в Угловке еще пересмотрят свои подходы. Тогда и статистика будет иной. А в остальном — как удается добиться, чтобы многие другие должники все же вспомнили о своих финансовых обязанностях?

— За счет принимаемых жестких мер к налогоплательщикам, не выполняющим свой гражданский долг. Налоговым кодексом дан срок до трех месяцев, чтобы выставить требование о внесении просроченных платежей. Как правило, наши инспекции направляют требования об уплате налога в первый же месяц.

— А если нет никакой реакции?

— То на следующем этапе вступает в действие уже принудительный порядок — обращается взыскание на денежные средства должников на их счетах в банках. В этом случае срок направления инкассового поручения установлен в пределах двух месяцев. Мы же стараемся отреагировать оперативнее, как правило, в течение десяти дней. Наконец, если долг предприятия превышает 100 тысяч рублей, а просрочка более трех месяцев, принимаем меры по банкротству.

— Действительно жестко.

— Мы выполняем то, что предписывает нам налоговое законодательство. Следует отметить, что в нынешнем году организациями-должниками после направления требований погашено 564,9 миллиона рублей. С расчетных, валютных счетов налогоплательщиков в бюджетную систему в погашение задолженности взыскано в бесспорном порядке 298 миллионов рублей. Погашение в процедурах банкротства составило 23,7 миллиона рублей.

— При том, что так называемая безнадежная задолженность периодически просто списывается и наверняка измеряется гораздо большей цифрой.

— Да, списание безнадежной задолженности является одним из факторов урегулирования задолженности. И по итогам девяти месяцев эта сумма составила 278,9 миллиона рублей. Однако в значительно большем объеме — 1,1 миллиарда рублей — получено реальных денег в порядке принудительного взыскания задолженности от тех, кто вовсе не является банкротом.

— Скажите, а какая часть из текущей суммарной задолженности приходится на региональные и местные налоги?

— Сравнительно небольшая, соответственно 10 и 2,6%. Львиная доля долгов — 85% — по федеральным налогам. Из общей суммы задолженности по налоговым платежам 2,2 миллиарда рублей приходится на федеральные налоги, 256 миллионов — на региональные налоги, 66,2 миллиона — на местные, еще 60,9 миллиона рублей составляет задолженность по налогам со специальным налоговым режимом.

— Насколько велик список предприятий-неплательщиков?

— Только перед консолидированным бюджетом области такой список насчитывает более двухсот юридических и физических лиц. Имею в виду тех, кто просрочил платежи более чем на три месяца и должен более 50 тысяч рублей. Для нас нет принципиальной разницы, крупный это налогоплательщик или индивидуальный предприниматель.

— А что можно сказать об отраслевой структуре задолженности?

— Если говорить о юридических лицах, то нас прежде всего беспокоит обрабатывающее производство, на которое приходится 46% просроченных платежей. Кроме называвшегося уже ЛВЗ «Угловский» это: ОАО «Парфинский фанерный комбинат», ОАО «Трансвит», ООО «Завод Эллипс», ООО «Перспектива», ООО «Авангард», ООО «КДС Технолоджи». Следуюшая группа — 15% от общей суммы задолженности — это предприятия оптовой и розничной торговли: ООО «Мириад», ООО «Зонд», ООО «Омега», ООО «Айтек», ИП Б.В. Гайдуков, В.В. Андреев, О.А. Глухоев, ООО «Трейд», ООО «Чудово Автотранс сервис», ООО «Леон», ООО «Чат Ойл». Долги предприятий транспорта и связи составляют 10%. Назову такие, как ГОУП «Новжилкоммунсервис», ОАО «ДЭП-77», ООО «Боровичское ДЭП», ООО «Пестовское ДЭП», ООО «Демянское ДЭП», ООО «Волотовское ДЭП». 8% в структуре задолженности — за физическими лицами.

— Вот эти 8% — не многовато ли для частных персон?

— Если у человека имеется несколько автомобилей, включая грузовики, то само собой начисляются крупные суммы по транспортному налогу — до нескольких десятков тысяч рублей. Налог на имущество — там тоже у граждан очень разные суммы. И увы, разная степень обязательности.

— Видимо, вам приходится слышать от самих должников объяснения, связанные с определенными трудностями в бизнесе. Допустим, наличие в списке сразу нескольких районных «ДЭП» не свидетельствует ли нам о том, что дорожная отрасль в области явно находится не на подъеме?

— Мы здесь видим свидетельство того, что данные предприятия не относятся к добросовестным налогоплательщикам. Безусловно, многие могут сослаться на снижение доходов. Полагаю, что наличие задолженности все же в большей степени характеризует финансовую дисциплину тех или иных предприятий и граждан. В любом случае мы не можем позволить кому-то уклоняться от уплаты налогов, тем более вообще без всякого объяснения причин, что, к сожалению, тоже бывает.

— Например?

— Новгородец Антон Лобач не платит налог на доходы физических лиц и проигнорировал приглашение на нашу комиссию. Это, к слову, наша нетрадиционная мера, и в целом действенная. Потом не явился на другое заседание, которое проводилось совместно с прокуратурой.

— И цена вопроса?

— Порядка двух миллионов рублей.

— Традиционный вопрос, как насчет пресловутых «серых схем»?

— У нас в этом году отобрано около 1,4 тысячи налогоплательщиков, которые выплачивают заработную плату ниже среднеотраслевого уровня. Как правило, это небольшие предприятия с численностью работающих до 15 человек. Преимущественно розничная торговля. Территориально — областной центр (46%). Более половины таких предприятий уже рассмотрены на комиссии по легализации заработной платы. Итог? Часть предпринимателей повысили уровень зарплат до среднего по видам деятельности, часть тоже подняли планку, но ниже. Например, ЗАО «Знамя» из Боровичского района нашло возможность поднять зарплаты с 5,5 тысяч рублей до 12–15 тысяч, а новгородская компания «Прогресс» — с 13,5 до 22,5 тысяч.

— В самом деле прогресс. Ваш прогноз по динамике задолженности?

— Уверена, что до конца года она будет уменьшаться. Даже до конца октября будут определенные результаты — в этом месяце мы ожидаем уплаты от целого ряда предприятий. В общем, будем работать, задействуя весь комплекс мер принудительного взыскания, предусмотренных налоговым законодательством. Кроме того, хорошие результаты приносит совместная работа с ГИБДД и судебными приставами: рейды, ограничения для неплательщиков в выезде за рубеж и т.д. В особых случаях, когда речь идет о крупных суммах, Налоговый кодекс обязывает нас передать дело в компетентные органы. Следствие разберется.

Александр ВАСИЛЬЕВ
Рисунок Игоря КИЙКО