Понедельник, 25 ноября 2024

Редакция

Зима Космонавтов

Так сейчас выглядит дорога к Ледовому дворцу

Работы по строительству дороги к Ледовому дворцу наконец-то начались

Новый участок улицы Космонавтов, которому в будущем предстоит соединить в Великом Новгороде улицы Зелинского и Нехинскую, пока существует только в воображении разработчиков проекта.

Несмотря на это, дорога уже успела обзавестись богатой историей, которой могли бы позавидовать многие существующие магистрали.

Дорожная история
Пожалуй, за точку отсчета стоит принять 27 августа 2012 года. Именно тогда сотрудники ДЮСШ «Спорт-индустрия», направлявшиеся на работу в Ледовый дворец, обнаружили, что проход к зданию со стороны улицы Боткина перекрыт. Бетонные блоки, выстроенные в ряд, стали непреодолимой преградой для машин, а людям пришлось идти в обход. Как выяснилось позднее, дорогу перегородил предприниматель Лев Старостин, которому принадлежала эта территория. Первоначально с ним был заключен договор, согласно которому он бесплатно предоставлял неограниченному кругу лиц возможность проезда и прохода к зданию, однако вскоре Старостин потребовал сделать аренду своего земельного участка платной.

Чтобы решить проблему, еще в апреле 2012 года областной комитет по физической культуре и спорту обратился в Арбитражный суд, однако тот поддержал сторону предпринимателя. Тогда-то и актуализировалась тема строительства продолжения улицы Космонавтов. Сделать это должен был город ко времени сдачи Ледового дворца.

В конце концов проблему с перекрытой дорогой удалось решить: в начале сентября со Старостиным было подписано соглашение об аренде участка с допуском неограниченного числа лиц. Однако все понимали, что это не решает полностью проблему транспортной доступности. На подходе была вторая очередь спорткомплекса, с вводом которой следовало ожидать увеличения транспортного потока.

В декабре был сформирован и утвержден план ремонта, строительства и проектирования автомобильных дорог в Великом Новгороде, куда попал и новый участок улицы Космонавтов. В июне городское управление капитального строительства разместило на сайте госзакупок информацию об аукционе на право выполнения строительных работ. Всего в конкурсе участвовали три компании. Победителем признали санкт-петербургское предприятие «Рубикон», предложившее наименьшую стоимость работ — порядка 202,7 млн. рублей. Таким образом, появилась возможность сэкономить около 65 млн. рублей от первоначальной цены контракта.

Правда, часть работ впоследствии была перенесена на 2014 год, так как предстоял трудоемкий перенос сетей, и успеть все за полгода было физически невозможно. Окончательным сроком сдачи дороги назначили 1 октября 2014 года. На какое-то время все стихло. В сентябре на совещании у мэра было упомянуто, что подрядчик получил разрешение на проведение строительных работ, однако самих работ на тот момент никто не видел.

Дорога вновь привлекла внимание областных властей 5 ноября, когда на аппаратном совещании у первого вице-губернатора Вероники МИНИНОЙ был поднят вопрос о том, когда же все-таки начнется строительство. Мэр Великого Новгорода Юрий БОБРЫШЕВ отрапортовал, что формально оно началось в первых числах ноября, а также прибавил:

— Была б моя воля, я никогда не подписал бы с ними контракт. Цену сбили, а теперь говорят, что не уложатся в новую смету.

Кроме того, мэр заявил, что встретится с подрядчиком, чтобы решить этот вопрос. На том дело и закончилось.

Идёт подготовка
«НВ» решили разобраться в ситуации самостоятельно. Чтобы выяснить, начались ли все-таки работы, мы первым делом отправились на место строительства. Надо сказать, никакой строительной техники перед Ледовым дворцом мы не обнаружили. Зато вдоль всей дороги оказались насыпаны кучи земли, кое-где виднелись срубленные и сложенные деревья, и это позволяло надеяться, что какая-то работа все же ведется. Прохожие осторожно обходили комки грязи на асфальте, оставшиеся, надо полагать, после того как здесь проехали машины, возившие ту самую землю. На мои вопросы охотно поясняли: да, грузовики были, растащили грязь, теперь не пройти. А когда это началось? На днях, отвечали встречные люди.

— Подрядная компания начала работать, но до того как класть асфальт, предстоит провести подготовку: убрать зеленые насаждения, завезти грунт. Эту работу вы и видели. Для нее не нужно много техники, это начальный этап, — пояснил  заместитель главы администрации Великого Новгорода Андрей ВОРОТНЕВ. — Дальше предстоит заняться переносом сетей. Это, кстати, самая трудоемкая часть работы, и на нее уйдет больше всего времени. Видимо, строители будут делать проколы под дорогой, под железнодорожными путями, чтобы перенести сети.

Само строительство новой дороги начнется уже в следующем году. Однако работы не будут останавливать на зиму, поскольку срок сдачи объекта остается прежним: 1 октября 2014 года. Мэрия рассчитывает, что подрядчик уложится в эти сроки и в обозначенную ранее стоимость работ.

— У нас есть контракт, по которому мы работаем. Подрядчик сам предложил цену при проведении аукциона, а значит, рассчитывал, как в нее вписаться, и в его интересах это сделать, — отметил Андрей Воротнев.

Кстати, независимые специалисты подтверждают: вести дорожные работы в такую погоду можно. Конечно, речь идет не об укладке асфальта, но до нее в любом случае еще далеко. «Укладывать асфальт в дождь или в снег — это очевидное нарушение всех норм, дорожное полотно должно быть сухим. Но есть много вспомогательных работ, для которых время года и погода не имеют решающего значения», — поясняет начальник производственной лаборатории ГОКУ «Новгородавтодор» Андрей ЖАРИНОВ.

Учёт и контроль
Мало просто построить дорогу: контракт, заключенный с подрядчиком, не считается выполненным до тех пор, пока работы не пройдут экспертизу качества. Сейчас единственная в области лаборатория, имеющая аттестат контроля качества дорожных работ, принадлежит «Новгородавтодору». В первую очередь она следит за состоянием областных дорог, однако и за тем, как строятся и ремонтируются городские, тоже может наблюдать — разумеется, после заключения договора об этом.

В 2013 году качеству выполнения подрядов стали уделять больше внимания, поэтому по состоянию на 1 ноября с дорог для анализа было отобрано 944 пробы асфальта, тогда как раньше за весь год анализировалось около 430 проб. «Тех, кто сделал работу некачественно, мы заставляем переделывать. Счет за выполнение не оплачивается до тех пор, пока недостатки не будут устранены, — говорит начальник управления ГОКУ «Новгородавтодор» Елена ВОЛКОВА. — Многие подрядчики обижаются из-за такого подхода. Понятно, что организации рассчитывают на получение прибыли, но для этого необходимо качественно выполнять свою работу».

В начале сезона подрядчики выдавали около 30% брака. Затем стали закупать более качественные материалы, более ответственно относиться к работе, и доля брака снизилась до 10%.

Отметим: в этом году 90% работ на наших дорогах выполняют подрядные организации из Санкт-Петербурга и Австрии. У новгородских компаний не хватает технической и материальной базы для значительного объема работ, поэтому они в основном заключают контракты на содержание дорог. Чистить снег, посыпать улицы песком, вырубать кустарник — вот что им под силу. 

Фото Владимира МАЛЫГИНА