Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Депо троллей*

По словам вице-спикера гордумы Евгения Кузикова, продажная цена троллейбусного депо на 100 млн. рублей меньше оценочной стоимости имущества

У новгородских троллейбусов в этом году появился ещё один маршрут — на продажу

Как известно, Дума Великого Новгорода предыдущего созыва напоследок приняла решение включить 100% пакета акций ОАО «Троллейбусное депо» в программу приватизации муниципального имущества на 2013 год.

После выборов депутаты, пришедшие на новенького, перекрыли движение. При этом их пока не устроил и появившийся у мэрии буквально на ходу вариант продажи потенциальному инвестору только контрольного пакета акций — 51%.

Тормози! Приехали…
Экстренное торможение случилось в октябре. Сначала в депо побывали депутаты, которым подробно рассказали о ситуации и показали хозяйство. Потом транспортный вопрос обсуждался на коллегии горадминистрации. Итог? Мэрия вновь вынесет на думу предложение о продаже предприятия. Может, оно будет рассмотрено на ближайшем заседании.

Есть основания предполагать, что думцы не будут торопиться с решением. Ведь «экскурсия» их так и не убедила, что вариант, отстаиваемый мэрией, — единственно возможный и правильный. Предмет сомнений известен. Общественный транспорт — социально значимая сфера, а троллейбусное сообщение слывет наиболее экологически чистой его разновидностью. И совсем неочевидно, сохранится ли оно в городе после приватизации. Даже пятилетнее обременение — подразумевается, что в течение этого срока частник (та или иная компания) не вправе закрыть и перепрофилировать депо, — еще не гарантия. Но кто поручится, что на месте депо вскоре не появится очередной торговый центр? При продажной цене в 65 млн. рублей новый хозяин отобьет эти деньги за счет одной лишь земли. Подсчитывать убытки от пассажироперевозок он точно не станет.

На кризисной отметке
Впервые о необходимости продажи акций недвусмысленно было заявлено в феврале. За месяц до акционирования и спустя лишь несколько месяцев после разделения единого муниципального предприятия, обслуживавшего и автобусные, и троллейбусные линии. С учетом скоротечности событий возникает ощущение, что реорганизация и акционирование были частью плана приватизации. По зиме мэр Новгорода Юрий БОБРЫШЕВ заявил, что заканчиваются переговоры с вологодской компанией, сделка может завершиться к осени. А если не привлечь инвестора, троллейбусное депо будет тяжким бременем для бюджета, требуя порядка 40 млн. рублей дотаций ежегодно.

Побывав в депо вместе с депутатами, я тоже обзавелся пухлой папочкой с показателями финансово-хозяйственной деятельности. Не стану утомлять читателя цифрами. Добавлю к приведенным выше еще несколько.

Текущая задолженность — более 30 млн. рублей. Зарплата, отчисления на соцстрах и плата за электроэнергию — более 80% всех затрат. Графы «модернизация» в таблице затрат нет. Средний возраст новгородского троллейбуса — 21 год (при нормативном сроке службы 10 лет). Последний раз троллейбус покупали как раз в 2003 году. Капитальных ремонтов подвижного состава не проводится шестой год. Доля пассажироперевозок, осуществляемых депо, снижается и в настоящее время составляет 6,7%. Ну и так далее.

Льгота на шее
В той же папочке — несколько вариантов выхода из кризиса. Наилучшим в ОАО считают комбинацию из оптимизации маршрутной сети, отказа от льгот и увеличения тарифа на проезд. Полагая, что это позволит повысить доход и в течение года удовлетворить острую потребность в обновлении парка «троллей», довести среднюю зарплату до общегородских стандартов. А полтора года хватит, чтобы рассчитаться с долгами.

Между тем в мэрии говорили, что на обновление парка требуется одномоментно 200 млн. рублей. Сейчас доходы депо — менее 90 млн. рублей за год.

И еще: мыслимо ли одним махом зачеркнуть все льготы? Нетрудно представить, какую бурю могут пожать городские власти, прими они такое решение. Правда, муниципалитет почти не компенсирует так называемые выпадающие доходы — разницу между льготной и реальной стоимостью проезда. Как заметил заместитель председателя гордумы Евгений КУЗИКОВ, это все равно что дарить конфетки одним, отбирая деньги у других.

А что же руководство ОАО? Да ничего! Если есть основания считать, что муниципалитет наносит ущерб интересам депо, значит, можно обратиться в суд. Одно из двух: либо вы просто держитесь за кресло, либо отстаиваете интересы предприятия и коллектива.

В самом деле, неужто частный инвестор стал бы заниматься благотворительностью, прощая деньги и льготникам, и городским властям?

Дорога, полная надежд
— Работа по троллейбусному депо нами была начата задолго до того, как мы сообщили о возможной продаже акций, — рассказывает заместитель главы администрации Великого Новгорода Павел МОРОЗОВ. — Например, с вологодской компаний «Транс-альфа» мы в контакте около пяти лет. Они не только перевозчики, но и производители троллейбусов. Словом, мощный холдинг. Договорились с ними, что приоритетное направление — модернизация контактной сети. Стрелки старые, требуют серьезных вложений. Сейчас троллейбус проезжает стрелку на площади Строителей со скоростью пешехода — не более пяти километров в час. Новые стрелки позволят сделать троллейбусное сообщение гораздо мобильнее.

Однако на данный момент «Транс-альфа» — не фаворит. Как выяснилось, у холдинга образовались свои проблемы, ему пока не до нас. По словам Павла Евгеньевича, более вероятен вариант с нашим новгородским инвестором. С кем именно? Это пока не разглашают.

— Понимаем опасения депутатов, — продолжает Морозов. — Уже был прецедент, когда к предприятию возник интерес исходя из одной лишь оценочной стоимости: мол, да это же копейки — беру. Поэтому было решено продавать только 51% акций. В любом случае, и об этом не раз говорил мэр, сама по себе необходимость троллейбусного сообщения не обсуждается. Не мы открывали депо, не нам его и закрывать. К сожалению, сделать предприятие современным бюджету не по силам.

Надо разобраться
На это у депутатов — свои резоны. Если администрация долго и настойчиво работала на будущее троллейбусного депо, почему такие плачевные результаты?

— Перед нами высыпали ворох нехороших цифр, — говорит парламентарий Алексей ЧЕРНОВ. — Каждую можно анализировать отдельно. Допустим, долги. 17 млн. рублей — это долг муниципалитета перед предприятием. И как же ему жить и развиваться? Можно вспомнить еще про «Водоканал», про другие муниципальные предприятия — везде финансовая ситуация, мягко говоря, не блестящая. Это уже закономерность.

Что за управление такое?

В общем, думцы намерены разобраться всерьез. Вплоть до рассмотрения возможности реорганизации наоборот: может, лучше не продавать депо, а воссоединить его с автобусным предприятием? При этом и вариант с привлечением инвестора напрочь не отвергается.

— Нынешняя ситуация создавалась годами, поэтому ничего страшного, если мы повременим с решением, — уверен Евгений Кузиков. — Оно должно быть взвешенным и понятным. Если сохраняем троллейбусы, то четко разъясняем, каким образом. Если нет, то честно во всеуслышание об этом говорим. Не прибегая к красивому отступлению под флагом инвестиций.

А что думают об этом пассажиры? На сайте депо в марте была открыта страничка для голосования. Более 70% проголосовавших — за сохранение троллейбусного сообщения. Правда, участников опроса было всего 27.

* Тролль (фольклор) — сказочное существо враждебное человеку

Владимир МАЛЫГИН (фото)