Понедельник, 25 ноября 2024

Редакция

Экономический визаж *

О том, как пережить экономический кризис и привлечь инвестиции в регион, размышляет заместитель председателя Новгородского регионального отделения «Деловой России» Юрий ВЕСЕЛЬЕВ.


— В экономике кризис характеризуется, кроме прочего, изменением сложившихся между производствами связей. А значит, в кризис разные элементы «отмирают» или ищут и находят новых партнеров и рынки сбыта, — начал разговор Юрий Михайлович. — Для действующего производства важными представляются в этой связи две вещи: интенсивно искать новых партнеров и не бояться инвестировать в развитие, частичное перепрофилирование производства, чтоб органично войти в новые системы деловых взаимоотношений. Также в Новгородской области на рынке товаров и услуг мы пока имеем множество свободных ниш. В эти ниши сейчас приходят компании из-за пределов региона, инвестируют в развитие своих филиалов и представительств. Так что кризисная ситуация для нас — время, когда можно быстро и кардинально изменить состояние региональной экономики к лучшему за счет внешних и внутренних инвесторов.

— Смогут ли новгородские компании пережить кризис с минимальными потерями или нам следует ждать закрытия части предприятий и сокращения работников?

— Делать предсказания — неблагодарное занятие. Сейчас департамент экономического развития реализует целый комплекс мероприятий по подготовке инфраструктуры для новых инвестиционных проектов. Таким образом, высококвалифицированные рабочие места, даже если и будут сокращены в одном месте, появятся в другом. Вот почему мы надеемся на новый приток инвестиций в этой ситуации. Сейчас в области начинает работу Агентство стратегических инициатив. Одна из его основных задач — контроль за внедрением инвестиционного стандарта. Оно накапливает опыт регионов, достигших успеха в привлечении инвестиций, а затем помогает распространять его. В Новгородской области АСИ будет смотреть, что делается для улучшения инвестиционного климата, и давать сигнал: как можно улучшить работу. Сама структура АСИ подразумевала создание института общественного представителя и экспертной группы по внедрению стандартов агентства. Я возглавляю эту группу, а поиск кандидата на должность общественного представителя еще ведется.

— Юрий Михайлович, как работа нашего региона по привлечению инвестиций выглядит на фоне других?

— Могу дать только свою субъективную оценку. Говорить, что наша область находится в выгодном географическом положении, описывать ее преимущества, смысла нет. Нам еще многое предстоит сделать. На территории области в последнее время внедрено несколько крупных инвестиционных проектов — это положительный результат. Но необходимо работать над развитием дополнительной инфраструктуры. Сейчас строится мост, еще больше повысить привлекательность региона мог бы аэропорт. Потенциал имеется, приняты программы по его реализации. Но если посмотреть ситуацию в целом по стране, она не слишком благоприятна для развития. Руководители и собственники предприятий находятся в режиме ожидания. Теоретики-экономисты пишут о том, что развитие идет по спирали, и мы сейчас на том витке, когда начинаются кризисные явления. Люди это читают и начинают придерживать свои капиталы.

Экономический визаж *— На ваш взгляд, сейчас это правильная линия поведения?

— С точки зрения индивидуума — да, с точки зрения экономики в целом — нет. Получается замкнутый круг: думая о кризисе, мы придерживаем капитал и сами себя вгоняем в этот кризис. Было предложение менять ситуацию с помощью государственных гарантий для предприятий, но я бы сказал, что не следует рассчитывать только на них. Нужно действовать самостоятельно, находить новые рынки сбыта.

— Возвращаясь к инвестиционной привлекательности… Что нужно для ее повышения?

— Создавать имидж области. Это задача всех нас вместе взятых, в том числе и СМИ. Недавно я выступал на комиссии по достижению целевых показателей при губернаторе и говорил о том, что во всех наших действиях, связанных с повышением инвестиционной привлекательности, очень много логики и очень мало эмоций. А что делает та же Калужская область? Она пользуется эмоциональной составляющей. Когда туда пришел «Фольксваген» и был построен автомобильный завод, вокруг него вырос целый кластер. Но чтобы он вырос, мало было одного только прихода инвестора. Калужский губернатор раструбил на всю Россию, что инвестору дали на льготных условиях площадку, предоставили особые условия налогообложения. О таком надо писать, говорить, а у нас этого пока мало. Моя идея состоит в том, чтобы проехаться по районам, посмотреть, что Новгородская область может предложить. Я планирую взять интервью у глав районов, сделать снимки, а затем организовать фотовыставку, показать строящиеся объекты, лица работников. Проведение подобного мероприятия на новгородской площадке с приглашением других регионов будет говорить: мы показываем вам, что у нас есть, мы предлагаем совместную работу.
________________
* Visage (фр.) — лицо

Фото из архива Юрия ВЕСЕЛЬЕВА