Боровичские бизнесмены просят Генеральную прокуратуру РФ разобраться с тарифами от ТК «Новгородская»
Предприниматели написали письмо Генеральному прокурору РФ Юрию ЧАЙКЕ: «Просим Вас оказать содействие в установлении экономически обоснованных и социально справедливых тарифов на тепло в Новгородской области, вырабатываемое ООО «ТК «Новгородская». А также просим провести проверку по факту банкротства ООО «МП ЖКХ «НЖКС» и законности передачи (без конкурсов или аукционов) государственного и муниципального имущества ООО «ТК «Новгородская».
На колени!
Выводы бизнесменов о необоснованном повышении тарифов на тепло для юридических лиц основываются на данных Минэнерго, где указана общероссийская стоимость — 1569 рублей за 1 Гкал (средний тариф 2013 года — 1241 руб./Гкал). А также на тарифах ООО «ТК «Новгородская» — 2977,6 руб. за Гкал (с учетом НДС). То есть в два раза больше, чем в среднем по России. В обращении подчеркнуто, что другие компании региона, оказывающие аналогичные услуги, имеют тарифы в два-три раза меньше. Для сравнения: ООО «Энергетик» — 921,07 рубля за Гкал, ООО «БКСМ» — 941,49; ООО «Энергия» — 1127,3; ООО «БКО» — 1170,44 рубля.
Предприниматели считают, что тепловая компания установила необоснованно высокий тариф. И приводят расчёты, которые, на их взгляд, свидетельствуют, что рост тарифов на тепло получен за счёт увеличения расходов на оплату труда — с 16,5% до 35,8% (28% собственно зарплата и 7,8% ЕНС) в структуре тарифа.
В обращении к Генпрокурору приводится, в частности, пример с открытием в сентябре 2013 года в Чудове современной «модульной газовой котельной с КПД 92%, не требующей постоянного присутствия персонала».
«После ввода автоматизированной котельной и сокращения персонала, передачи её в аренду ООО «ТК «Новгородская» тарифы для потребителей в г. Чудово выросли почти в два раза: с 1 682.25 рубля до 2 977.6 рубля за 1 Гкал. (с НДС), — пишут авторы обращения. — Мощность автоматизированной котельной 15 МВт., это 12,9 Гкал в час. При стоимости тепла 2 523.40 руб./Гкал (без НДС) и 28% (без учёта налоговых отчислений) зарплаты получаем, что за час работы этой котельной формируется фонд зарплаты 9 139 рублей, соответственно за месяц имеем 6 млн. 580 тыс. рублей. Это примерно зарплата 330 работников со средней в 20 тыс. руб. Кто будет получать зарплату за 330 работников, если котельная «не требует постоянного присутствия персонала»?». Кажется, всё логично, если котельная работает на полную мощность.
Справедливость расчётов
— Увеличение размеров тарифов в сочетании с увеличением процентов на оплату труда приводит к дополнительным необоснованным расходам потребителей, в том числе бюджетных денежных средств, в сотни миллионов рублей. У потребителей города Боровичи, вынужденных получать услуги от ООО «Тепловая компания «Новгородская», расходы на оплату тепла выросли в 2,1 раза, — так прокомментировала ситуацию от имени бизнесменов предприниматель Юлия ДАНИЛЕНКО. — Чем это опасно? Все просто. Повысились тарифы — увеличились расходы. Увеличились расходы — поднимаем цены. Цены поднялись, а зарплаты у людей не увеличились. Соответственно бизнес теряет клиентов. Выручка меньше, расходов больше. Нет денег на налоги.
В свою очередь заместитель генерального директора ТК «Новгородская» Любовь ПОЗДНЯКОВА пояснила, что на текущий год для юридических лиц в регионе установлен средний тариф на тепловую энергию, который складывается из стоимости Гкал для газовых и угольных котельных. «Это и привело к такому росту, — уточнила она. — Если газовая гигакалория стоит приблизительно 1100 рублей, то угольная — 5800. Боровичский, Чудовский районы имеют обширную сеть газовых котельных. конечно, определенная несправедливость применения к ним усредненного тарифа имеет место. С другой стороны, Маревский, Парфинский районы, где модернизация котельных еще продолжается, от такой схемы выигрывают. Схема временная, но она нужна, чтобы регион получил возможность с малыми потерями пройти период реконструкции котельных».
В том, что касается доли зарплаты в тарифе, Любовь Позднякова выразила большое сомнение, что в «Новжилкоммунсервисе» она составляла 16,5%. «У нас действительно 35,8% — это минимальный процент для того, чтобы предприятие было экономически устойчиво, — сказала она. — Средняя зарплата в нашей компании сейчас около 14 тысяч. Выходит, в НЖКС она была семь тысяч. Но это не так. Не знаю, откуда взялись эти 16 с половиной процентов».
Но, похоже, авторы письма не смущаются сомнений в справедливости этой цифры. Читаем: «При строительстве за счёт бюджетных средств новых, взамен устаревших, автоматизированных котельных, не требующих постоянного присутствия персонала, переходе, декларируемом в прессе, на автоматический режим работы других котельных и фактически происходящем сокращении численности персонала произошло значительное увеличение расходов потребителей только на фонд оплаты труда частной ООО «ТК «Новгородская», как в процентном отношении в 2013 г. в 2 раза: с 16.5 % до 35.8 % (например, для ООО «МП ЖКХ «НЖКС» затраты на ФОТ и отчисления в тарифе: 2009 г. – 17 %, 2010 г. – 19 %, 2013 г. – 16.5 %), так и в абсолютном выражении в размере свыше 500 млн. руб. за отопительный сезон». Именно законность такого подхода к формированию фонда оплаты труда в ТК «Новгородская» боровичане и просят Генерального прокурора проверить.
Наверное, гендиректор ТК «Новгородская» Андрей Белов (он же — гендиректор ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород», он же — в недавнем прошлом гендиректор… ООО «МП ЖКХ «Новжилкоммунсервис») мог бы прояснить метаморфозы с долями и тарифами, вчерашними и сегодняшними. И мы готовы предоставить ему площадку раньше, чем то же самое сделает Юрий Чайка. В конце концов, если верить словам его заместителя Любови Поздняковой (а почему не верить?), речь идет, похоже, о стратегическом замысле, когда из экономической ямы пытаются вытащить не отдельно взятую компанию ТК «Новгородская», а всю отрасль.
Или мы что-то не поняли?
Это будет завтра
И последнее. В первых числах января на сайте Минэнерго опубликован проект ФЗ «О внесении изменений в закон «О теплоснабжении» и иные НПА». В пояснительной записке к нему отмечается:
«В сфере теплоснабжения в настоящее время наблюдается целый ряд нерешенных проблем. Накопленный высокий износ основных производственных фондов приводит к увеличению числа повреждений объектов теплоснабжения и аварий, росту потерь тепловой энергии при ее передаче, общему снижению уровня надежности и качества теплоснабжения, горячего водоснабжения.
Для кардинального изменения ситуации нужны масштабные инвестиции в модернизацию оборудования, окупаемость которых практически невозможна в существующих условиях из-за сдерживания роста регулируемых цен (тарифов), снижения полезного отпуска тепловой энергии в результате ухода потребителей из централизованного теплоснабжения, недовольных негибкой ценовой политикой, а низкая платежная дисциплина потребителей тепловой энергии дополнительно снижает возможности для своевременной модернизации оборудования… При этом у самих участников рынка нет инструментов и экономических стимулов заниматься решением накопленных проблем: в системе теплоснабжения нет единого ответственного за надежность и качество теплоснабжения, а у потребителей нет адекватных механизмов, позволяющих добиваться компенсации при нарушениях и требовать улучшения ситуации.
…Выходом из создавшегося положения может стать принципиальное изменение подхода к системе отношений и к модели ценообразования в сфере теплоснабжения. Законопроект ставит целью создание условий для возникновения новой сбалансированной системы отношений между всеми участниками процесса теплоснабжения, основанной на экономических стимулах к повышению эффективности, надежности и качеству ее функционирования, при справедливой цене на тепловую энергию для конечных потребителей.
В качестве справедливой цены для конечных потребителей в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации предлагается рассматривать цену тепловой энергии (мощности), определяемую исходя из минимальной стоимости тепловой энергии (мощности), которую можно произвести и поставить потребителям с использованием наилучших доступных технологий». Этой цене разработчики проекта предлагают дать название «индикативная».
Что это означает? Переход от регулируемых тарифов, устанавливаемых региональными энергетическими комиссиями (РЭК), к свободным долгосрочным договорам теплоснабжающих организаций и единого поставщика тепла. Причем Минэнерго предусмотрело переходный период, чтобы предотвратить резкий скачок цен. В этот период, если цены на тепло ниже индикативной, власти региона должны подтянуть их до 1 января 2020 года. Если — уже выше индикативной, то их заморозят до момента, пока не сравняются с индикативной. Но переходный период для них завершается 1 января 2016 года. Впрочем, это отдельная тема…
Геннадий РЯВКИН,
Елена ЗИМИНОВА
Владимир МАЛЫГИН (фото)