Тепло и воду в Великом Новгороде отдадут концессионерам
Новость, что муниципальные предприятия Великого Новгорода «Теплоэнерго» и «Новгородский водоканал» могут передать в концессию, стала доминирующей на прошедшем заседании пресс-клуба при местном отделении Союза журналистов России.
Иностранное слово с ветхим душком непривычно звучало в аудитории, где собрались вице-губернатор Юрий МАЛАНИН, вице-мэр Марина БЕЛОВА и руководители названных предприятий Владимир ДАРАСЕЛИЯ и Сергей ЛИТВИНОВ.
Передача прав
В словарях пишут, что концессия — форма договора о передаче в пользование «комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Передача в концессию осуществляется на возмездной основе на определенный срок или без указания срока. Объектом договора может быть передача прав на эксплуатацию природных ресурсов, предприятий, оборудования и иных прав».
Концессия получила широкое распространение в период НЭПа в 20-х годах прошлого столетия. И вот она снова на слуху. Президент РФ Владимир Путин в прошлом году подписал закон, согласно которому муниципальные предприятия коммунальной сферы могут быть предложены на концессионные торги. Закон вступил в силу с 1 января, потому о концессионной практике и заговорили громко.
Понятно, что на такой непростой шаг, как концессия, собственника предприятия, а в данном случае это муниципалитет, может подвигнуть только крайне критическое состояние дел. О финансовых трудностях, кстати, на пресс-клубе также много рассказывалось журналистам. Пожалуй, руководители коммунальной сферы впервые выступали столь открыто, называя цифры и факты без утайки. «Долги населения за услуги ЖКХ перевалили за 1 150 миллионов рублей», — сообщил вице-губернатор Юрий Маланин, курирующий эту отрасль. Долги МУП «Теплоэнерго» составляют 560 млн., признался Владимир Дараселия. При этом 150 млн. его предприятие задолжало МУП «Новгородский водоканал».
У того долгов также на полмиллиарда рублей, причем есть кредит в шведском банке, взятый ещё при прежнем руководителе «Новгородского водоканала». Ситуация с деньгами запутанная и пугающая. Недавно МУП «Теплоэнерго» бодро рапортовало, что ликвидировало задолженность перед «Газпромом», но в действительности по году с газовщиками расплатиться не удалось.
«Чтобы выйти хотя бы на самоокупаемость, нам нужно, чтобы тариф вырос ещё на 17%», — заявляет Владимир Дараселия. Но с ростом тарифа вырастет и число неплательщиков. Замкнутый круг, разорвать который и призвана концессия.
Очень нужны деньги
МУП «Теплоэнерго» сегодня — не просто предприятие, вырабатывающее тепло. Это лакомый кусочек для инвесторов. Уже подсчитано: если вложить в него 5 млрд. рублей и провести модернизацию, то в течение последующих семи лет затраты на переоборудование себя окупят и дадут прибыль. Кто же даст такие деньги? У муниципалитета их нет, в областном бюджете нет... А кроме того, кто-то должен взять ответственность за комплекс проводимых здесь мероприятий. Вот и будем искать инвестора-концессионера.
Для простых граждан, потребителей тепловой энергии, а также горячей и холодной воды, с приходом концессионеров мало что изменится. Тарифы ведь не могут быть поменяны вопреки закону. Задача концессионера — выступить проводником мероприятий по энергосбережению, более рационально использовать имеющиеся ресурсы, снижать себестоимость продукции.
В МУП «Теплоэнерго» в таком направлении делается в последние годы немало, но недостаточно, не теми темпами, что надо. Например, здесь внедрены первые газопоршневые установки, вырабатывающие электроэнергию по себестоимости 80 копеек за киловатт. Следовательно, не надо покупать электричество у энергетиков. Более того, излишки можно было бы и продавать с прибылью... А крышные газовые котельные, идущие на смену теплоцентралям, способны существенно снизить затраты на производство ресурса, предельно уменьшить потери тепла при его транспортировке по трубам... Но на всё нужны деньги. МУП «Теплоэнерго» не хватает средств на революционные преобразования.
Видимых возможностей по привлечению концессионера у МУП «Новгородский водоканал», как отмечает Марина Белова, меньше. Здесь программы должны быть рассчитаны на более длительный период — 10 и более лет. Однако директор предприятия Сергей Литвинов относится к концессиональному будущему своего предприятия с оптимизмом.
«Мы сами будем искать такого концессионера и доказывать ему перспективность работы с нами», — говорит он. Руководитель «Новгородского водоканала» также посетовал на превышение себестоимости услуг над установленными тарифами.
Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА