Понедельник, 25 ноября 2024

Редакция

Бороться и искать

отряд безработных в Новгороде пополнится к марту

Директор Центра занятости населения Великого Новгорода Наталья МАРКОВА о том, стоит ли бояться безработицы, и о том, почему предприятиям и сотрудникам сложно найти друг друга.

— Наталья Петровна, в федеральных СМИ неоднократно появлялась информация, что в связи с кризисом нас ждет новый виток безработицы. При этом опросы показывают, что люди не боятся увольнений. Кто же все-таки прав?

— Если говорить о Новгороде, сейчас безработица держится на показателе 1,1% трудоспособного населения. Количество безработных несколько увеличится к марту. Так происходит практически каждый год: зимой предприятия проводят оптимизацию численности, потом сотрудники ищут новую работу, а к лету индекс безработицы снова идет на спад. Людям, которые останутся без места, стоит всего лишь реально смотреть на вещи, изучать рынок труда по своей специальности и смежным с ней отраслям. Одновременно можно освоить новые навыки и найти хотя бы временное место работы. Сейчас центр занятости обучает безработных, матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, и пенсионеров, так что мы всегда готовы помочь в поиске нового места.

— Есть ли профессии, про которые можно с уверенностью сказать, что в ближайшие 5—10 лет они будут востребованы?

— Это врачи и медсестры, в Новгороде их не хватает. И эта тенденция сохранится как минимум на ближайшие 10 лет. Также будут нужны специалисты радиоэлектронной промышленности: предыдущее поколение, занятое в этой сфере, стареет, а смены пока нет. Хорошо развивается строительная отрасль, появляются новые организации, поэтому такое направление деятельности тоже будет перспективным. Назову еще пищевую промышленность, которой не страшны никакие кризисы. Повара и кондитеры всегда востребованы.

— Если раньше в Новгороде на одного человека, ищущего работу, приходилось полторы вакансии, то теперь — уже по два свободных места. С чем это связано?

— Появляются новые предприятия, за их счет увеличивается число работников. К примеру, на швейной фабрике «Скара» было 160 мест, а когда в принадлежавшем ей помещении начало действовать DK RUS, занимающееся пошивом автомобильных чехлов, количество рабочих мест выросло до 300. В городе все больше инвестиционных проектов, а значит, и потребность в кадрах растет. Кроме того, раньше некоторые крупные компании, например, сетевые магазины, не подавали нам официальные заявки на поиск сотрудников. Теперь мы с ними работаем. Им постоянно требуются продавцы, водители автопогрузчиков. Всего за прошлый год у нас для поиска работников зарегистрировалось 231 новое предприятие, и это довольно много.

— Как и раньше, требуются в основном представители рабочих специальностей?

— Да, эта тенденция сохраняется. 81% тех вакансий, которые у нас есть, — это рабочие специальности. А среди соискателей, стоящих на учете, 41% — служащие и специалисты. Вот где нестыковка. Не каждый человек с высшим образованием согласится на неквалифицированный труд. Поэтому такие люди теперь ищут работу дольше. Если раньше человек в среднем находился у нас на учете в качестве безработного 3,7 месяца, то теперь — почти шесть месяцев. Трудно и тем, чьи профессии уже уходят с рынка труда. Это, к примеру, люди, работавшие станочниками на литейных участках, на производстве пластмасс. Их мы стараемся обучить дополнительно, подобрав смежную специальность. При желании они вполне могут устроиться на работу.

81% вакансий на рынке труда составляют рабочие специальности

Хуже приходится пенсионерам и людям предпенсионного возраста. Сейчас есть официальное требование, что при размещении объявлений о вакансиях нельзя указывать желаемый возраст соискателей. На практике никто его и не указывает, однако если на собеседование приходят двое кандидатов, один из которых пожилой, работодатель выбирает более молодого. Ценятся сотрудники 30—35 лет, имеющие ребенка. Раньше к ним относились настороженно, полагая, что такой работник будет часто брать больничный по уходу за детьми, а теперь не доверяют более молодым сотрудницам: они могут уйти в декрет.

— Сейчас многие молодые люди уезжают работать в Москву или Петербург. Как это сказывается на новгородском рынке труда?

— Да, такая проблема есть. Молодым людям хочется строить свою жизнь, а для этого нужна приличная заработная плата. Предприятия, со своей стороны, не могут предложить солидный оклад сотруднику без опыта работы. Нет надбавки за стаж, нет премий, и все это сказывается на размере зарплаты. Нам пока сложно повлиять на этот процесс, потому что заработная плата в Новгородской области все-таки меньше, чем в названных городах. При этом в Москве или Санкт-Петербурге наши выпускники очень быстро добиваются успеха. Они устраиваются за такую зарплату, которая самим москвичам и петербуржцам кажется недостаточной. Работать новгородцы умеют, и они быстро становятся ведущими специалистами. Кроме того, привлекает транспортная доступность: теперь благодаря скоростным поездам до работы можно добраться за 2,5 часа.

Наши предприятия стараются компенсировать разницу в заработной плате, предлагая хорошие социальные пакеты, оплачиваемую практику и другие бонусы. Мы все время говорим выпускникам школ и студентам старших курсов: пока вы ищете должность с солидной зарплатой, вы вполне можете работать на другой, менее доходной. Это дает и практические навыки, и уверенность в себе. Опыт никогда не бывает лишним.

— Часто приходится слышать от работодателей и инвесторов, что в Новгороде нелегко найти высококвалифицированных специалистов, а также рабочих, не нарушающих дисциплину. Это действительно так?

«Горячая десятка» наиболее востребованных вакансий в Великом Новгороде (по данным на январь 2014 г.)
Подсобный рабочий — 356 вакансий
Грузчик — 185 вакансий
Водитель автомобиля — 173 вакансии
Медицинская сестра — 173 вакансии
Монтажник — 130 вакансий
Врач — 118 вакансий
Швея — 118 вакансий
Повар — 100 вакансий
Санитарка — 99 вакансий
Инженер — 75 вакансий

 — Нарушители дисциплины есть, но они были во все времена. Понятно, что работодатели хотят найти хороших сотрудников, которые будут вовремя приходить на место, которые не исчезнут на два дня, получив зарплату. Я часто вместе с представителями прокуратуры присутствовала на проверках иностранных сотрудников, и работодатели действительно говорили, что молдаване, украинцы, узбеки не пьют, добросовестно относятся к своим обязанностям. Но мы всегда обращаем внимание работодателей на то, что, возможно, они ищут русских работников не там или не так. Добросовестных сотрудников хватает и у нас.

Что же касается специалистов высокой квалификации, многие из них сегодня предпочитают творческий подход к организации своей работы, как свободные художники: заключают договор на выполнение определенного объема работы, например, на обработку партии деталей, которая требует высокого разряда, делают ее и ищут следующий заказ. Таким образом человек может работать на несколько предприятий. Естественно, заполучить в штат на постоянную работу такого специалиста довольно сложно.

— Какие еще тенденции характерны сейчас для новгородского рынка труда?

— Соискатели становятся более активными. Многие заранее рассылают резюме во все компании, где хотели бы работать, даже если у них уже есть постоянное место. На крупных предприятиях благодаря этому формируются собственные базы сотрудников. Если кто-то увольняется, нет необходимости искать нового работника: выбирают из имеющейся базы резюме.

Фото из архива ГОКУ
«ЦЗН Великого Новгорода»