Пятница, 10 января 2025

Редакция

Ситуация не очень самодовольная

Александр Бойцов не сомневается в лидирующей роли фермерства

Так оценил положение дел в нашем АПК председатель НКП «Вече» Иван Пиреев

15 мая Иван Иванович выступал на заседании правительства содокладчиком по вопросу о дальнейшем развитии крестьянских и фермерских хозяйств (КФХ) в регионе.

Доклад делал вице-губернатор Александр БОЙЦОВ, начавший с того сообщения, что за 20 лет количество КФХ в Новгородской области сократилось в семь раз. В 1995 году их было зарегистрировано 2894, а к концу 2013 года осталось всего 707. «Причем, — отметил докладчик, — реально работает только 401 хозяйство, специализируясь в основном на растениеводстве».

Цифра намекает на драматизм. Но надо понимать, что хитрецов и на селе немало. Таких, кто регистрирует КФХ, не планируя взяться за соху, но надеясь отщипнуть себе родимой землицы на черный день. Например, сейчас землевладельцами являются 1665 КФХ (феноменально, когда зарегистрировано, напомню, 707!). А работают четыре сотни. Из них, сказал Иван ПИРЕЕВ, «только 150 выращивают картофель и овощи».

Ах, как не хочется о грустном. Тем более что эти полторы сотни КФХ, ей-ей, золотые: производят 14% картофеля и 22% овощей, выращиваемых в регионе. Урожайность картофеля (с 1 га) в КФХ составляет 187 ц, в то время как у прочих сельхозпроизводителей — 160. Овощей с той же площади фермеры собирают в среднем 303 ц, остальные — 243. «И получают овощей на круг в шесть раз больше, чем все остальные сельхозпроизводители вместе взятые», — не скрыл Пиреев.

А чего бы не похвастаться! Но это про овощи. А вот по картофелю Александр Бойцов иную статистику привел: в каждом третьем районе КФХ сажают картофель на площади менее 10 га. Более точно: только в Новгородском фермеры усердны: там под картошкой — более 1000 га, пять районов занимают этой культурой до 200 га, семь — до 100. Шесть муниципальных образований (Валдайский, Демянский, Парфинский, Поддорский, Хвойнинский и Чудовский районы) ежегодно отводят под картофель менее 10 га каждый. А в Любытинском и Маловишерском эту культуру фермеры не сажают вовсе.

Правда, глава Любытинского района Тимофей ГУСЕВ возразил: «В этом году высажен на восьми гектарах, — сказал он. — В следующем планируем увеличить площади вдвое». Так он микшировал недоумение губернатора Сергея МИТИНА: «А что, в Любытине и Малой Вишере картофель не растет?». Маловишерский райглава Николай МАСЛОВ тоже вроде бы обиделся: «Частники у нас сажают».

При этом районы не спешат оформлять в собственность невостребованные земельные паи. На январском заседании правительства Александр Бойцов заявил, что оформление бесхозных земель сельхозназначения следует завершить в текущем году. По итогам первого квартала он отметил только хорошую работу на данном направлении Валдайского и Крестецкого районов (Батецкий район завершил ее еще в 2013 году). «В большинстве остальных районов ситуация за три месяца мало в чем изменилась, — сказал он. — В Любытинском оформлено всего 1,5% невостребованных земель, в Мошенском — 2, в Маревском — 3, в Новгородском районе — 3,2%».

И видно было, как неприятно слышать Сергею Митину про пустующие земли, про нарождающихся бездельников-латифундистов, про нелюбовь к картошке, которую небось «все мы уважаем, когда с сольцой ее намять», про пустые разрушающиеся дома в Поддорье, про закрытый сельхозрынок в Мареве. Да, за семь лет мы сделали в сельском хозяйстве громадный рывок вперед. Но и признать следует, что подняли такой пласт заскорузлых проблем, не решавшихся десятилетиями.

Инструментом для решения производственных задач и должны стать КФХ, настаивает губернатор. Тут и спорить не о чем. Ну разве о том, каким должен быть размер залогового фонда помощи фермерам, который необходимо создавать. Или — как подключить КФХ к программе помощи малому и среднему бизнесу…

Это был первый вопрос повестки дня правительственного заседания. Первый из 13. Подробный отчет читайте в «НВ» 21 мая.

Владимир МАЛЫГИН (фото)