Пятница, 10 января 2025

Редакция

Бифштекс с кровью,

Сергей Митин и Геннадий Нисанов. Пример продуктивного взаимодействия власти и бизнеса

или А вас, Гольман, я попрошу остаться!

В конце минувшей рабочей недели — трехдневной, оставившей слишком много сил — я имел неосторожность вступить в обмен мнениями с Александром ГОЛЬМАНОМ.

Оппонент написал на блог губернатора следующее: С.Г., хоть вы и тратите баснословные деньги на создание положительного имиджа руководства вами нашей областью, я в инете не нашел ни одной ссылки на упомянутое вами 32 место новгородской губернии по производству мяса!!! Только ссылки на падение мясопроизводства в 13 году... Может, пора вам озадачиться: куда пошли областные деньги?

Поскольку в комментариях прямо и косвенно звучало, что «баснословные деньги» идут на СМИ, мой ответ был: Г-н Гольман, поскольку я прямо отношусь к творцам «имиджа руководства», открою Вам кухню: сегодня имидж не создается ни баснословными деньгами, ни подтасовкой фактов или натягиванием статистики. Это настолько глупо, что никто не станет рисковать своей репутацией — при абсолютной открытости Интернета — и выдавать черное за белое или полусладкое. Если Вы чего-то не нашли, это не значит, что оно не существует. ТщательнЕе надо!.. и так далее. Подробности смотрите в комментариях к посту «Волотовский муниципальный район» от 10 июня.

Я не ем чужое мясо!
Вообще, следуя совету моего мудрого коллеги Сергея БРУТМАНА, я стараюсь не вступать в спор с блогерами. Есть подозрение, что для них это развлечение, и есть уверенность, что для тебя — потеря времени. Собственно, так и вышло: одного выходного как не бывало! Спасибо, их было четыре.

Кроме того, втянувшись, подумал, что разговор на хрестоматийную тему «Где деньги, Зин?» в принципе может стать интересен многим. Не исключаю, что ошибаюсь, ибо оперативно Гольману ответил сам хозяин блога: Никаких баснословных денег на положительный имидж руководства области не тратится. Тем более лично губернатором. Все расходы бюджета происходят на основании статей областного закона, принятого в установленном порядке и постоянно контролируемого. Падение производства мяса в 2013 году, на самом деле, произошло. Причина известна. Это остановка птицефабрик компании «Рубеж». Об этом не раз говорилось и известно всем из СМИ. Это частная коммерческая компания. И такие случаи в бизнесе бывают.

Однако гарниром к мясу шли СМИ, на которые, по сведениям еще одного комментатора (oldwildchild), расходы областного бюджета неуклонно растут: с 18,9 млн. рублей в 2008 году до 45 млн. в 2010-м. А в 14-м составят 98 млн. рублей. Правда, oldwildchild упустил из виду, что Большой скачок произошел, когда было создано Агентство информационных коммуникаций, в которое вместе с «Новгородскими ведомостями» вошли 17 районных газет. До того районки финансировались из муниципальных бюджетов.

Посему могу с чистой совестью сказать г-ну Гольману, что журналисты не отбирали у народа мясо или деньги, на него отпущенные. Мне вообще кажется, что беспокойство оппонента по поводу снижения производства мяса наигранное или происходит от неосведомленности. Поясню на цифрах…

Приказ № 593н Минздравсоцразвития РФ рекомендует такое мясное меню каждому из нас: птица — 30 кг в год, говядина — 25, свинина — 14, баранина — 1 кг

РФ, США, ЕС и история
Итак, объективно в 2013 году в Новгородской области было произведено 111,1 тыс. т мяса. Да, это на 15,1 тыс. т меньше, чем в 12-м. Однако в среднем на одного жителя региона мы произвели в том неблагополучном году около 177,5 кг (при численности населения без малого 626 тыс. человек).

Согласно же приказу Минздравсоцразвития РФ № 593н от 2 августа 2010 года рекомендуемые объемы потребления мяса определены в 70—75 кг на человека в год. Институт питания Академии медицинских наук РФ рекомендует 73 кг. То есть «валом» мы в любом случае перекрыли норматив в два с половиной раза!

Мало того! Мы произвели в 13-м году мяса на каждого новгородского едока в полтора раза больше, чем потребляют в США — 110 кг. А американцы — самые прожорливые в мире мясоеды.

Еще пример. В докладе Еврокомиссии о перспективах развития сельхозрынков в ЕС в период с 2013-го по 2023 год говорится: «В 2013 году в Европе был зарегистрирован самый низкий за последнее десятилетие уровень потребления мясной продукции на душу населения — всего 64,7 кг. Это можно объяснить сокращением объемов производства, что, в свою очередь, привело к росту цен на мясо. И хотя, как ожидается, потребление мясных продуктов немного вырастет, прогнозируется, что к 2023 году оно достигнет лишь 66,1 кг на душу населения в год, т.е. не превысит показатель 2011 года». К слову, в «Военно-статистическом обозрении Российской империи» (Санкт-Петербург, 1848—1858) указано, что 66 кг мяса в России в среднем на одного жителя съедали в 1840—1850 годах.

Да и ученые нас предупреждают, что гордиться обжорством не стоит. Лучше расширять рацион за счет овощей, молока и рыбы. Во всяком случае, обратите внимание на мнение немецкого профессора-диетолога Михаэля Хамма, который в книге «Здоровое питание с мясом и без него» обосновал, что норма разумного потребления мяса составляет 120—150 г три-четыре раза в неделю.  Это всего-то около 30 кг в год. Правда, это норма для людей с нарушением жирового обмена (например, при атеросклерозе), и в нее не включены сосиски, колбасы, ветчина и др. Здоровому человеку достаточно 170 г мясопродуктов в день (62 кг в год). Это немцы так считают.

Кура — дура, бык — молодец
Вернемся, однако, домой и вспомним, что живем мы не на острове. В наш регион свободно везут мясо из соседних областей и Белоруссии. В основном свинину и говядину, потому что курятины у нас своей предостаточно. Пресловутые «ножки Буша» уже давно не ходят по нашим рынкам, а в целом по России в первом квартале мы импортировали мяса куры 16,6 тыс. т против 28,2 тыс. т в марте 13-го. И это не разовое падение, а устойчивая тенденция. В 2007 году мы импортировали мяса птицы 1,3 млн. т, а в 2012-м — 0,33 млн.

К слову, директор департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза РФ Владимир Лабинов фиксирует, что в нашем мясном меню сегодня «более 40% приходится на мясо птицы и бройлеров, около 30 — 33% — на свинину. Остальное — говядина и баранина. Через семь лет россияне, которым надоест курица, будут есть мясо индеек, цесарок и перепелов. Эксперты прогнозируют, что к 2020 году потребление мяса нетрадиционных для нас видов птиц увеличится втрое». Но это в перспективе. Что актуально сейчас?

В интервью «Российской газете» заместитель министра сельского хозяйства РФ Дмитрий ЮРЬЕВ отмечает: «За последние пять лет за счет масштабных инвестиций и господдержки в России удалось существенно нарастить производство свинины и домашней птицы, а производство мяса КРС — это следующая точка роста в животноводстве… Заметным игроком на российском рынке говядины — при должном уровне инвестиций — мы сможем стать уже в ближайшие пять-семь лет. По прогнозам Минсельхоза России, господдержка развития КРС позволит к 2020 году удвоить мясное поголовье в стране». В структуре мясного импорта на говядину приходится 37%.

И тут, понятно, на первый план выходит вопрос: находимся ли мы в теме? Да, процесс реструктуризации мясного производства у нас запущен три года назад.

— У вас нет коньяка.
— У меня есть коньяк.
— Значит, у вас нет салями. — У меня есть салями.
— Значит, мы с вами едим из одной кормушки.
Юлиан СЕМЕНОВ. «Семнадцать мгновений весны»

Не плачьте, сердце раня
Предполагаю, что Александр Гольман, который, по его признанию, читает «НВ» «со слезами на глазах», уже не может разглядеть букв. Но все же, г-н Гольман, протрите глаза! Проблема ведь не в том, на каком месте по производству мяса находится сейчас Новгородская область. За семь лет (в 2007 году в регионе было произведено 22,6 тыс. т мяса) мы с лихвой перекрыли количественные рубежи. И компания «Рубеж» (рardonne moi за каламбур), которая подставила нам свою курью ножку год назад, в принципе, ситуацию не испортила.

Она осложнила ее в том плане, что пока спрос на мясо высок по всем позициям, его производство целесообразно наращивать. При этом следует помнить, хоть в товарном объеме импорта курятина к началу 14-го года составляла 26%, в общем объеме этой продукции на российском рынке — только 10%. То есть — еще несколько лет, и «птичий импорт» сойдет на нет, а возможно, даже сменится экспортом (что, впрочем, проблематично при вступлении в ВТО).

Вообще, за такими метаморфозами нужно очень внимательно следить производителям. Вот, к примеру, в первом квартале этого года, по данным Минсельхоза, Россия увеличила производство скота и птицы на 4,1% (в том числе: в сельскохозяйственных организациях — на 29,7%). Мясной импорт тут же чутко сократился на 27%.

Да, Новгородская область по итогам четырех месяцев в мясопроизводстве отстает — 84,1% к соответствующему периоду 2013 года. Птицеводческий сектор за четыре месяца дал только 76,7% мяса от уровня 13-го года. Эта дыра — следствие остановки компании «Рубеж», производства которой новым инвестором были запущены лишь в середине мая. Это неприятно, как и любое незапланированное отступление. Но не критично. Ибо на повестке дня реструктуризация мясного производства.

Проект «Красное мясо»
И получается, что правительству региона приходится решать сразу две задачи — тактическую (при наличии спроса и нацеленности на замещение импорта не сокращать валовые показатели) и стратегическую (наращивать производство другого мяса). И так с 2007 года!

Первый этап: нарастить объемы в целом и производства мяса птицы в частности, ибо оно у нас просто отсутствовало (2007 год — 0,9 тыс. т). Второй: при сохранении первой цели увеличить производство свинины (2007 год — 7,2 тыс. т). Третий: первая цель та же плюс проект «Красное мясо».

Не утверждаю, что проект имеет такое название официально. Но департамент сельского хозяйства в феврале получил задание: разработать подпрограмму развития мясного скотоводства в области на 2015 год, с финансовой поддержкой из областного бюджета, взяв за основу опыт ООО «Астрилово» («НВ» от 26 февраля). Причем речь идет о развитии именно МЯСНОГО скотоводства, поскольку до сих пор мы получаем говядину в основном от коров молочных пород.

Почему определен 15-й год? Потому что первоочередно нужно было запустить «Рубеж» — сделано. К концу года вывести на проектную мощность «Новгородский бекон» (Сергей МИТИН — в блоге: «Мощность предприятия составит 130 тыс. голов поросят в год»).

Что касается ООО «Астрилово», там сегодня содержатся более 2 000 абердин-ангусов (в США их перспективное поголовье за последние 10 лет увеличилось на 70%). Проектная цифра — 10 000 голов. И чудовский СПК «Муратово» работает. Планируется, что на проектную мощность (5 000 голов КРС) этот племенной завод выйдет к 20-му году. Сейчас там — 230 голов лимузинов и 900 айрширов.

Вместо эпилога
Перефразируя известную поговорку, скажу: правительство дает удочку (привлекает инвесторов, разрабатывает программы, выделяет гранты, кредиты, займы). Рыбу ловит тот, кто хочет ее кушать или продавать. Правительство (и общество) получает свою долю в виде налогов с тех, кому вручило удочку. И чем больше налогов, тем лучше «рыбаки», а следовательно, лучше работает и власть.

Повторю то, что уже сказал в губернаторском блоге: власть можно ругать, а можно превозносить. От этого ни слаще, ни горше во рту не станет. Гораздо важнее ее услышать и понять. Тогда критика если будет, то конструктивной. А выяснять, какое место мы где-то занимаем, произвольно заключая, что финансы расходуются не эффективно, — занятие для дилетантов.

Владимир БОГДАНОВ (фото)