Понедельник, 25 ноября 2024

Редакция

Требуются предприимчивые люди

О региональной программе «Сельский магазин» рассказывает один из её разработчиков — председатель правления Новоблпотребсоюза Михаил ПИКИН.

— Михаил Васильевич, с чем связана необходимость иметь в области такую программу?

— Причин несколько. Главная — обеспечение жителей деревень товарами первой необходимости. Для потребкооперации — это первейшая задача, но сегодня, к сожалению, не все потребительские общества в районах из-за тяжелого финансового состояния в полной мере способны эту задачу решать. Из 17 райпо только шесть эффективно работают в сфере торговли: ремонтируют сельские магазины, обновляют в них оборудование, привлекают новые кадры, для обслуживания отдаленных деревень приобретают автомагазины. Но сегодня из 600 магазинов потребкооперации на селе 320 являются убыточными, и райпо все тяжелее покрывать убытки этих магазинов за счет другой деятельности.

— Вы на этих магазинах ставите крест?

— Ни в коем случае. Мы за то, чтобы сохранить каждый магазин, подсчитываем, анализируем, как это сделать, но реальность такова, и мы об этом прямо говорим, что только в половине магазинов нам удастся наладить эффективную работу. Даже в финансово благополучных райпо, как Волотовское, в котором имеются свободные денежные средства, сегодня пять магазинов в деревнях закрыты, население обслуживается автомагазинами. И возобновить работу этих магазинов не под силу райпо.

— И что же тогда делать?

— В этих магазинах должен появиться эффективный собственник, который  организует в них торговлю. К сказанному я бы хотел сделать еще одно существенное дополнение. Я назвал цифру — количество убыточных магазинов потребкооперации. Но по имеющимся данным, сегодня в деревнях висят замки на большом количестве частных магазинах, их тоже нужно открывать, так как население нуждается в торговом обслуживании.

— Согласитесь: выявить предприимчивых, инициативных людей — это еще не решение проблемы. Многие взялись бы, но у них на это нет средств. На что они могут рассчитывать и какая финансовая поддержка предполагается в рамках этой программы?

— Правительством области достигнута договоренность с Россельхозбанком и Независимым строительным банком об участии в реализации данной программы — предоставление желающим приобретать  магазины в деревнях по ипотечным кредитам сроком на пять лет под 14% годовых. Это выгодные условия, если учесть, что другие коммерческие банки на такой продолжительный срок не предоставляют кредиты, и процентная ставка у них 18% и выше.

Мы понимаем, что приобретение предпринимателем в собственность магазина — только первый шаг. Дальше, как правило, эти магазины нужно ремонтировать, устанавливать торговые прилавки, холодильное и другое оборудование и, наконец, приобрести товар, чтоб было чем торговать. И тут опять встает вопрос, где на это найти средства? Помощь может оказать областной фонд поддержки малого предпринимательства, поэтому он включен в эту программу. Немалый вклад в становление предпринимателей, решивших заняться торговлей, могут внести и администрации районов, и в первую очередь предоставлением предпринимателям грантов.

Замечу, размер грантов во многих районах составляет 300–400 тысяч рублей, но пока они на это не направлялись.

— Мне много приходится ездить по области. Объявления «Продаётся магазин» довольно часто встречаются. Когда начинаешь в сельской администрации выяснять, что да как, слышишь в ответ: «Райпо за этот магазин заломило такую цену, что век не продать». Речь идёт действительно о больших суммах?

Автолавка — хорошо, но стационарный магазин — лучше— У нас есть перечень всех объектов, которые подлежат продаже. Следует сказать, что в этом списке значатся не только магазины, но и столовые, кафе. Что касается цен, они от 200 тысяч рублей до 1 миллиона. Затем ее утверждали на собрании пайщики, а их в каждом районе тысячи, по области — свыше 80 тысяч. В связи с этим не нужно думать, что председатель райпо вправе самовольно устанавливать цены на реализуемое имущество. Более того, насколько обоснованна цена на продаваемое имущество, рассматривает в Центросоюзе РФ специальная комиссия, и поверьте мне, не поверхностно. На каждый объект нужно представить порядка 60 различных документов. Но волокиты нет, рассматриваются эти документы быстро, как правило, в течение максимум двух недель.

Понятно, что цена не взята с потолка, она такая сегодня сложилась на рынке. Но мы готовы с потенциальными покупателями вести переговоры, и не исключаю, что в иных случаях цена может быть понижена.

— Хотелось бы узнать, на чём основана ваша уверенность в том, что магазины потребкооперации, многие годы работавшие убыточно, заимев новых хозяев, станут прибыльными?

— Расчет на то, что придут энергичные, инициативные люди, которые сумеют организовать свой бизнес. Вариантов для эффективной работы магазинов и столовых много. Предприниматель может отказаться от больших торговых площадей и в небольшой деревне создать торговую лавку на дому. У нас много точек, которые без ущерба для торговли можно перегородить пополам и одну часть использовать как магазин, а другую — для проживания, выполнив все требования существующего законодательства. В этом случае достигается экономия электричества, затрат на обогрев и других расходов. Более того, возле магазинов, выставленных на продажу, есть земельные участки, которые владельцы приобретенных торговых точек смогут использовать для ведения личного подсобного хозяйства, что позволит получать доход не только от продаж в магазине, но и от реализации произведенной продукции в личном хозяйстве. Словом, вариантов много, нужно их просчитывать.

— Такой подход, что особенно важно, будет способствовать развитию сельских территорий…

— Во-первых, появится преемственность поколений, как это было на Руси во времена купечества, когда торговые лавки от родителей передавались их детям. Во-вторых, у частных магазинов больше возможностей организовать продажу молочной, мясной продукции, картофеля, овощей, произведенных местными фермерами, владельцами личных подсобных хозяйств.

Дело не в том, что все наши убыточные магазины в обязательном порядке нужно продавать — часть их мы готовы предоставить в аренду. Для нас главное, чтобы они работали, а сельское население обеспечивалось товарами повседневного спроса. К этому нас подстегивают торговые сети.

Сегодня, как мы видим, они себя комфортно чувствуют в райцентрах, стали появляться и на центральных усадьбах хозяйств, а по той информации, которой я располагаю, уже прорабатывают вопросы выездной торговли по деревням. На первый взгляд, в этом нет ничего плохого. Но беда в том, что сети не желают торговать продукцией местных производителей, а мы призываем создавать новые фермерские хозяйства, наращивать собственное производство. Да, есть рынки в Новгороде, в районных центрах, но не у всех есть время, возможность, чтобы туда ездить со своими молоком, мясом, картофелем и овощами. Куда проще все это поставить в магазин в своей деревне, где много приезжего населения, или если она расположена на оживленной дороге, по которой проезжают сотни машин.

— Из выставленных в начале года на продажу магазинов реализовать удалось только два. Вы довольны результатом после появления новых собственников? Или продали магазин и забыли о нём?

— Мне не безразлично, как работает купленный у нас магазин. Но еще больше это должно заботить сельскую администрацию — в первую очередь они отвечают за свою территорию и должны внимательно следить, в какие руки переходит магазин, ранее принадлежавший потребкооперации. К сожалению, два проданных нами в этом году магазина в деревнях Первомайское и Стуковья Крестецкого района и в руках новых владельцев имеют неприглядный вид: не покрашены, заросли травой, стекла разбиты. И это на оживленной трассе Москва — Петербург. Почему местная власть не принимает мер к собственникам? На этот вопрос я не могу ответить…

Фото автора