Среда, 17 июля 2024

Редакция

Кто бы сел, а я повёз…

Правительство региона берёт на себя проблемы транспортного обслуживания

16 октября правительство Новгородской области собралось на очередное заседание в обновленном составе.

Во-первых, присягу о вступлении в должность члена правительства принесла руководитель департамента архитектуры и градостроительной деятельности Валентина ЗАХАРКИНА. Во-вторых, вместе с этим однозначно новым департаментом формально новым является и департамент транспорта и дорожного хозяйства. В-третьих, упразднен департамент транспорта. Как можно понять по названиям департаментов, произошло перераспределение функций.

Этой модернизации глава правительства Сергей МИТИН придает большое значение. «Строительство и транспорт — это стратегически важные отрасли для нас, — сказал он. — А в нынешних условиях, когда вопрос развития внутреннего рынка имеет особое значение, тем более важно, чтобы строительство — жилья и дорог — развивалось динамичными темпами. При этом нам нельзя забывать, что строить мы будем на перспективу, то есть качественно и продуманно. О чем и позаботится департамент архитектуры».

А тот факт, что заседание открылось выступлением начальника транспортного цеха региона Владимира ПЕТРОВА, — тоже знак. Петров говорит о перспективах своей отрасли, но получалось, что перспективы маловразумительные при нынешнем отношении к делу на местах. Сегодня на 394 междугородных, пригородных и городских автобусных маршрутах в регионе трудятся 29 компаний-перевозчиков. И практически все недовольны условиями, в которых они пребывают. Дескать, работаем на износ и банкротство. А население в свою очередь явно недовольно качеством транспортного обслуживания: автобусы ходят редко, не туда и не там, проезд в них дорогой, а комфорт условный.

При этом, сообщил докладчик, на поддержку отрасли только в этом году будет направлено 226 млн. рублей. Из областной казны. Хотя полномочия по компенсации выпадающих доходов перевозчикам принадлежат муниципалитетам. Но власть на местах, по словам Владимира Петрова, вполне себе индифферентно относится к проблемам транспортников, полагая, если бюджетные дотации составляют 40% доходов перевозчиков, то об остальном они должны заботиться сами.

Но видимо, и самих дотируемых такое положение вещей в принципе устраивает. В результате мониторинга маршрутов департаментом транспорта выявлено, что во многих районах автобусы уходят в рейс не полупустые, а практически пустые — с двумя-тремя пассажирами на 24 места, с семью — на 50, с одним — на 12. Причем вопрос о пересмотре маршрутных карт никто не ставит.

Заключение губернатора по этому докладу было однозначным:

— Рассчитывать на то, что двести с лишним миллионов рублей будут израсходованы эффективно, мы не можем. Значит, вопрос следует решать кардинально — изъять у муниципалитетов полномочия по компенсации выпадающих доходов перевозчикам и передать их департаменту. Только это позволит контролировать расход средств и процесс оптимизации маршрутной сети.

Сергей Митин тут же поручил начать разработку соответствующего законопроекта. Таким образом, спустя пять лет (а полномочия были отданы муниципалам в конце 2008 года) всё вернулось на круги своя. Грубо говоря, транспортное обслуживание осталось на прежнем уровне (в лучшем варианте), а денег потратили щедро. Во всяком случае Владимир Петров настаивал, что ни в одном муниципалитете нет маршрутной сети, которая бы отвечала потребностям пассажиров и возможностям бюджета.

Что это — неумение или нежелание районного звена брать на себя командование и ответственность? Вот мы, когда заходит речь о коррупции, всегда задираем голову, заглядываясь на верхи. А ведь когда десятки и сотни миллионов уходят как вода в песок, потому что никто не хочет заставить эти миллионы работать, а готов тупо тратить, это ведь тоже разновидность коррупции. Только мы по доброте душевной зовем явление ласково — головотяпство.

Между прочим, на субсидирование пассажирских железнодорожных перевозок правительство Новгородской области направит в следующем году всего 51 млн. рублей. При таком финансовом плане (его еще должна утвердить Облдума) с нового года пригородные перевозки в регионе будут осуществляться 31 поездом на 10 маршрутах (в 2014 году было соответственно 29 и 9, в 2013-м — 31 и 15). Главными задачами, которые придется решить, чтобы гарантировать оптимальное движение электричек, Петров назвал оптимизацию расписания и периодичности их работы.

Он не исключил, что в проект озвученного плана могут быть внесены коррективы. «Так было в этом году, — сказал он. — Так может быть и завтра, если необходимость увеличения или сокращения количества маршрутов будет аргументирована».

Всего на правительстве были рассмотрены девять вопросов. Подробный отчёт будет опубликован в «НВ» от 22 октября.