Среда, 17 июля 2024

Редакция

Капитализация идей

Инновации требуют системы и инфраструктуры

Сегодня, 19 ноября, будут отобраны финалисты программы «Участник молодёжного научно-инновационного конкурса» («УМНИК»). Её цель — выявить молодёжь, стремящуюся к самореализации через инновационную деятельность, и поддержать её идеи грантами.

О пути инноваций от задумки до потребителя корреспондент «НВ» беседует с членом экспертного жюри программы «УМНИК», начальником центра маркетинга НовГУ Александром ЧЕРЕПИЦЕЙ.

— Александр Олегович, инновационная деятельность, если судить по тому, что действует федеральная программа «Умник», поддерживается государством. Тем не менее сказать, что инновациям гарантирован успех, нельзя. Почему так происходит?

— В западных странах, а также Японии, Южной Корее, Китае в инновации большую часть инвестирует частный капитал. Он видит практический результат для развития своего бизнеса. Одно дело, когда предприниматель даёт деньги на разработку, и другое — государство. В отличие от первого оно более снисходительно относится к отсутствию результата. Отсюда, бывает, и безответственное отношение конкурсантов к выделяемым средствам. А бизнес потребует отчитаться за свои деньги, что называется, по полной. Оптимальный вариант, когда в инновационной деятельности используется партнёрство государства и бизнеса, когда заказчик инициирует исследования. Например, предприятию нужна какая-то технология, и государство помогает профинансировать её разработку. Такие программы в нашей стране время от времени появляются. Но пока бизнесу проще, условно, 100 рублей потратить на готовую продукцию, чем на разработку технологий. Тем не менее если выбрать правильную разработку, потратить на неё несколько лет, можно стать очень успешным человеком.

— Всё дело в том, чтобы найти правильную разработку?

— В городе, области, стране много проблем: экологических, экономических, производственных и т.д., в которые можно было бы внедрить инновации. Есть два вида инновационного предпринимательства. Первый, когда потребность формирует рынок. Например, завод загрязняет воздух, платит многомиллионные штрафы. Но появляется предприниматель, который предлагает использовать его технологию — инновационный фильтр. Таким образом, и инновация продвигается, и очевидна выгода для капитала. Второй, когда в академических кругах придумана разработка, и теперь надо её реализовать на рынке, найти нишу. Это часто любительский путь, потому что учёные, как правило, не обладают предпринимательскими знаниями: как управлять компанией, искать партнёров, вкладывать деньги.

— А как экономические санкции могут отразиться на инновационном предпринимательстве?

— Именно сейчас самое время искать в стране импортозамещающие технологии. Так вышло, что высокотехнологичная помощь в основном была переложена на плечи западных партнёров. Теперь она перекрыта, и мы остались с нефтью, газом и лесом. А макроинновационной безопасностью в стране никто не занимается. Вот сфера, где как воздух нужны инновации, их поддержка и развитие технологической независимости. По идее, правительству надо бы убрать налоговый гнёт и любые административные барьеры, предоставлять беспроцентные ссуды. Увы, этого не наблюдается. Напротив, на малый бизнес собираются вводить новые налоги, и ситуация может сложиться патовая. Но это другая тема…

— В региональном правительстве создан отдельный комитет, в Новгороде открыт бизнес-инкубатор для данного вида предпринимательства, но о каких-то серьёзных проектах талантливой молодёжи пока не слышно.

Нередко научно-технические разработки так и остаются  идеями— Молодых людей, которые занялись бы инновационным предпринимательством, мало. Из двух десятков участников «УМНИКа» грант получат 7–10. И неизвестно, сколько из них продолжат заниматься инновациями. Должна быть молодёжь, ориентированная на то, чтобы создавать, а не на то, чтобы быстро получать деньги. Хотя и в этом ничего плохого нет. Правильнее интерес к инженерному творчеству развивать ещё в школе, в научно-технических секциях. Должна быть региональная система, инновационная инфраструктура. Инновационная сфера в регионе развивается, к сожалению, пока бессистемно, нет координирующего звена, какого-то плана на три года, пять лет, отсутствует стратегия, и ответ на вопрос — какие региону нужны инновационные проекты и нужны ли они вообще — повисает в воздухе. Мероприятия, тот же «УМНИК», носят разовый характер.

— Тогда что нужно для эффективного раскручивания инноваций вообще и в бизнесе в частности?

— Требуется привлекать все имеющиеся в регионе ресурсы. Естественно, нужно признать, что в Великом Новгороде они окажутся не такими, как в Москве, Томске, Новосибирске. А пока НовГУ, который по своему духу как раз и занимается инновационной деятельностью, радиоэлектронная промышленность, крупные и мелкие предприятия в области и другие структуры действуют разрозненно. Целесообразно также внедрять в инновационную деятельность менторство — наставничество более опытных, успешных в инновационном бизнесе предпринимателей над начинающими.

Фото из архива
Александра ЧЕРЕПИЦЫ
и с сайта img-fotki.yandex.ru