Среда, 17 июля 2024

Редакция

Умножение с округлением

С января в Великом Новгороде проездные слегка подешевеют

В пятницу, 5 декабря, мэр города Юрий БОБРЫШЕВ подписал соглашение с перевозчиками. В документе указано, что с 1 января 2015 года будут установлены новые цены на проездные.

Это решение стало итогом нескольких рабочих встреч. Пугаться не стоит: в кои-то веки речь идет не о повышении стоимости билетов, а наоборот. Правда, перед этим она была значительно повышена. Но кто об этом помнит?

Итак, с 1 января общий месячный проездной для жителей Великого Новгорода будет стоить 1350 рублей, «половинка» — 700 (с 1-го до 15-го или с 16-го до конца месяца). Билеты для школьников — тоже 700, а студентам и пенсионерам придется платить чуть дороже — 800 рублей.

— Из чего складывается такая стоимость? Если считать, что гражданин совершает в месяц 90 поездок, из которых каждая стоит 20 рублей, получится 1800 рублей, — прокомментировал это решение «НВ» вице-губернатор Юрий МАЛАНИН. — В стоимость проезда заложена некая рентабельность для перевозчика. Себестоимость одной поездки — 17 рублей, умножаем ее на 90 и получаем 1530 рублей. Но с учетом того, что билеты продаются до оказания услуги и по факту покупатели кредитуют перевозчиков, правильнее иметь небольшой дисконт, процентов десять. Получается 1377 рублей, округляем эту цифру. Так мы пришли к сумме, указанной в соглашении.

Можно согласиться. Хотя по правилам арифметики округление должно было произойти в другую сторону.

Мэрия в свою очередь взяла обязательства рассмотреть вопрос о выделении из городского бюджета средств на компенсацию перевозчикам выпадающих доходов от продажи проездных школьникам и студентам. Сумма выходит довольно солидная.

— У нас примерно 6200 школьников ездят каждый месяц, студентов чуть больше, — сообщил Юрий Бобрышев. — Мы посчитали, во что это выливается, и выходит, что надо изыскать около 30 миллионов рублей. Теперь подписано соглашение, и мы постараемся предоставить компенсацию перевозчикам из бюджета, договориться с депутатами, чтобы они поддержали это решение. Возможно, придется продавать проездные билеты по новой цене не за десять дней до начала месяца, как обычно, а за три дня, к примеру. Но, я думаю, люди в любом случае их купят.

Почему за три дня? Напрашивается ответ: чтоб меньше продать. Но это ответ от лукавого…

А вот тот факт, что администрация города не компенсировала перевозчикам выпадающие доходы от продажи льготных проездных, отчасти послужил толчком к повышению цен на билеты, которое произошло в декабре. К слову, ранее мэрия все-таки возмещала перевозчикам убытки. «Отдельной статьи на компенсацию разницы в стоимости проезда не было, но по факту ее возмещали из бюджета, и все были довольны», — отметил Юрий Бобрышев. Позднее от этой практики все-таки отказались: дескать, у транспортников и так есть возможность возить людей по льготной цене. Какое-то время предприятия покорно следовали завету городских властей, однако, подсчитав убытки, возмутились. Результатом стало резкое повышение цен на проездные билеты: с 1100 рублей до 1500.

К слову, нынешняя стоимость проездных, установленная соглашением, будет в силе до конца 2015 года. Тогда выходит срок действия постановления комитета по ценовой и тарифной политике, установившего цену одной поездки в общественном транспорте на уровне 20 рублей. Именно от этой цифры, как видим, зависит цена проездных.