Понедельник, 25 ноября 2024

Редакция

Окаянные дни

Опустошённые прилавки декабря 14-го года — это страхи прежних лет

Потребительский ажиотаж — явление временное, как и наша жизнь

Вторник 16 декабря уже успели окрестить «чёрным». Доллар скакнул до 80 рублей, евро — до сотни.

Информационный поток из федеральных СМИ в последующие дни больше напоминал фронтовые сводки: отечественная валюта позиции сдала, но в контратаке отыгралась и сейчас держится на рубежах начала декабря.

Налетай и покупай!
Непредвиденный обвал рубля вызвал панику, выразившуюся в броске к прилавкам. В прежние времена с наступлением кризиса люди бежали скупать спички, соль, сахар. Нынче — телевизоры, айпады, автомобили и недвижимость. Не случайно же на сайте одной из новгородских строительных компаний размещено объявление о временной приостановке продаж одно- и двухкомнатных квартир в панельных домах. Продажу обещают возобновить после новогодних праздников.

«Чёрный вторник» стал кривым отражением западного рождественского шопинга, когда объявляются значительные скидки. Уже на следующий день в Великом Новгороде популярная сеть магазинов, торгующих бытовой техникой, из-за наплыва покупателей закрылась по техническим причинам. Народ подумал: чтобы в спокойствии ценники переписать, администрация прокомментировала: возник дефицит продукции.

Не надо быть экспертом, чтобы увидеть в покупательском буме стремление граждан спасти накопления от обесценивания. По моим наблюдениям, собранным во время воскресной прогулки по магазинам бытовой техники, к 21 декабря старых, ноябрьских, цен практически не осталось. Самые свежие значились от 20-го. Моё изучение ценников походило на то, как Киса Воробьянинов в ресторане смотрел в меню: «Однако!».

Модель телевизора, которую ещё два месяца назад через Интернет можно было заказать за 15 тысяч рублей, в магазине продавалась за 25 тысяч. Цены на моноблоки по сравнению с ноябрьскими выросли больше чем в 2 раза. Признаюсь: мне стало обидно, что отказалась осенью от покупки компьютера. Впрочем, товар залежавшийся — планшеты, игровые консоли, недорогих фирм — можно купить по приемлемым ценам. Но даже в кризис мы спрашиваем себя: «А нужно ли?».

То ли всё самое страшное случилось, то ли новгородцы имеющиеся у них заначки уже потратили, то ли здравый смысл восторжествовал. В общем, суета в торговых центрах, которую застала я, была самой обычной, не больше той, что всегда в преддверии Нового года. Услужливые продавцы телефонов спешили ко мне, а не от меня.

Восток нам поможет
Кое-какое спокойствие вернули цены в отделе недорогой одежды для всей семьи. Они ушли в минус. При этом никто в корзины кофты, рубашки, штаны с платьями не накидывал. Улыбчивая девушка-продавец сообщила, что ассортимент у них закуплен на год вперёд и повышение стоимости не планируется. А мне подумалось: может, дело объясняется тем, что одежда произведена в Китае, с которым наши отношения конвертируются не только в долларовом эквиваленте.

К слову, ещё большим спокойствием отличается ситуация на периферии. В Сольцах, куда я в конце прошлой недели выезжала в командировку в краеведческий музей, его сотрудники на вопрос, как здесь реагируют на разыгравшуюся валютно-курсовую мелодраму, ответили, что жители, конечно, обсуждают её сюжеты, но, в общем-то, все разговоры сводятся к одному: главное, чтоб не было войны. Товары, кстати, со стеллажей в местных магазинах не сметали, поскольку и без кризиса доходы горожан невысоки. Что касается обстановки в деревнях, там, как в фильме про почтальона Тряпицына, люди живут вне времени и государства.

Чёрные дни недели в России случались и ранее — в 2008-м и в 1998-м. Для меня же самым страшным был 91-й: деньги есть, товаров нет. Вообще. И тут, как в бородатом анекдоте про пессимиста и оптимиста. Первый, унылый, заявляет: «Хуже уже не будет». Второй весело в ответ: «Будет, будет!».

Между тем продавцы техники грустно предрекают, что вслед за повышенным спросом наступит падение покупательской активности. Накопления растворятся, а высокие цены остудят самых активных. Объявление «Лучшая цена» на телевизор — 45 тыcяч рублей — уже воспринимается как издевательство. Торговцы начинают чаще задумываться о своём будущем (Анна Мельникова).

Но что это мы всё о промтоварах? По данным департамента экономического развития и торговли, который еженедельно проводит мониторинг цен на продукты, с 8 по 12 декабря гречневая крупа выросла в цене на 5,3%, помидоры — на 5%, мандарины — на 6,9%, виноград — на 11,4%. Если брать более длинный промежуток времени, с середины августа до середины декабря, цифры впечатлят еще сильнее. Гречка стала дороже в два раза, сыр — на 20%, творог — на 14,2%, яйца — на 26,6%. Цены на томаты, сладкий перец и огурцы выросли более чем вдвое. Впрочем, с этим-то как раз все понятно: овощи — товар сезонный, они дорожают каждую зиму. Вот с гречкой сложнее.

Реквием по гречке
Многие, наверное, помнят, что похожая ситуация уже складывалась осенью 2010 года. Тогда гречка резко подскочила в цене. Главной причиной называли засуху, которая спровоцировала дефицит. Теперь, пройдясь по магазинам, я обнаружила знакомую с тех времен картину. Супермаркет «Всенародный» раньше заманивал покупателей плакатом с надписью, что гречневую крупу здесь можно купить по цене 13,9 рубля за кг. Плакат исчез. Сама крупа осталась, но ее цена — около 67 рублей за 900-граммовый пакет — вряд ли могла кого-то привлечь. Впрочем, и это не предел. В другой торговой сети такой же пакет продавался за 97 рублей. Правда, справедливости ради нужно сказать, что нашла я крупу и дешевле. В разных магазинах минимальный ценник на нее был от 49 до 52 рублей. Ради любопытства покосилась на содержимое корзинок покупателей, стоявших в очереди к кассе. Крупу брали не все, но многие.

Но не стоит все беды искать у нас, на региональном уровне. Гречневая крупа подорожала по всей стране. Еще осенью начали бить тревогу оптовые компании. Они предупредили магазины о готовящемся повышении отпускных цен на гречку, озвучив практически ту же причину, что и в 2010 году: плохой урожай. Правда, теперь виной всему называли не засуху, как это было раньше, а низкую температуру воздуха. Дескать, лето выдалось холодным, крупа не успела вызреть. Казалось бы, все просто. Не совсем. Примерно в то же время ситуацию прокомментировало Главное управление сельского хозяйства Алтайского края. Это, напомню, регион, в котором производится около половины российской гречихи. Там сообщили, что проблемы со сбором урожая были незначительными и не могут вызвать серьезного роста цен. «Я не вижу больших проблем. Уверен, есть переходящие остатки крупы: в прошлом году с гречихой все было хорошо. Не настолько мы ее производство сократили, чтобы завтра начался голод», — пояснил интернет-порталу РБК заместитель начальника управления Владимир Казанин. Представители остальных регионов, отвечающих за сбор гречихи, также не видели оснований для резкого повышения закупочных цен.

Чиновники кривили душой? Думается, дело не в этом. Однако и оптовиков не стоит сразу винить в сговоре. Все объясняется проще: в какой-то момент из-за проблем с погодой сбился график сбора урожая. Многие хозяйства придерживали свою продукцию, так как не знали, сколько именно гречихи будет собрано и по какой цене ее продавать. Это встревожило оптовиков, которые в свою очередь донесли информацию до розничных сетей. А дальше волну уже не остановить. У покупателей, узнавших о возможном дефиците, сработал простой хватательный рефлекс: если крупа может подорожать — значит, нужно закупаться впрок. Отсюда и очереди в магазинах, и пустые полки, и резкий скачок стоимости. «Рост цены на крупу гречневую наблюдается в целом по России и обусловлен в значительной степени ажиотажным спросом населения», — подчеркивают в нашем департаменте экономического развития и торговли. Приятно, повторюсь, когда с тобой согласны.

Законы антирынка
Российские эксперты называют и другой фактор, касающийся не только гречки, но и остальных продуктов. Это рост курса иностранных валют. При ослаблении рубля все экспортные товары автоматически растут в цене, а значит, производителям выгоднее продавать продукцию за рубеж. Чтобы конкурировать с иностранными закупщиками, наши повышают цены.

Возможно, сильнее, чем следовало бы: девальвация рубля — отличный повод, чтобы обосновать рост стоимости продуктов перед государством, например, перед ФАС. Когда еще такое будет? Покупатели, опять же, видят рост цен и норовят приобрести продукты впрок. А тут еще и новогодние праздники близко — перед ними все основательно закупаются.

Хорошая новость в том, что за подъемом спроса обычно следует спад. Вспомнить ту же гречку: весной 2011 года цена на нее сильно снизилась. Специалисты говорят, так будет и сейчас. 21 декабря я видела ее в сетевом гипермаркете по 43 рубля (Ольга Лиханова).

Анна МЕЛЬНИКОВА,
Ольга ЛИХАНОВА
Фото из архива «НВ»