Среда, 17 июля 2024

Редакция

Вопрос цены

Департаментом экономического развития и торговли разработан проект Соглашения о фиксировании отпускных цен местными товаропроизводителями для ретейлеров и ретейлерами — для розничных покупателей. Большинство торговых сетей поддержало предложение при условии, что производители продуктов не будут увел

Стоимость продуктов остаётся переменной величиной, склонной к постоянному росту

Почему дорожают продукты и что можно с этим сделать, размышляет первый заместитель руководителя департамента экономики и торговли Марина ИЛЬИНСКАЯ.

— Марина Николаевна, как бы вы охарактеризовали нынешнюю ситуацию на продовольственном рынке?

— На недавнем совещании, посвященном этой теме, все организации торговли хором подтвердили, что ничего страшного сейчас не происходит. Да, некоторые товары исчезли после ввода санкций, но на их место пришли отечественные аналоги. Ажиотажного спроса на продукты нет. Были попытки скупать гречку в магазинах, так как рост цен на нее активно обсуждался в СМИ, да и опыт прошлых лет влиял на мнение потребителей. Но торговля урегулировала этот вопрос, и люди успокоились, видя, что время идет, а дефицит не возникает, пустых полок в магазинах нет.

— И покупатели ни на что не жалуются?

— Жалуются в первую очередь на то, что на ценниках указана одна стоимость товара, а на кассе пробивают другую. Умысел это продавцов или халатность — решать Роспотребнадзору, защищающему права потребителей. Мы, со своей стороны, лишь разъясняем людям, куда следует обратиться. До сих пор многие думают, что власть регулирует цены. Отсюда жалобы: почему вчера была одна цена на товар, а сегодня другая? Мы, со своей стороны, просим заявителей уточнить, на какой товар повысилась цена, когда это произошло, кто его поставляет.

Некоторых вопросы ставят в тупик, но есть люди, которые дают полную информацию. С ней можно работать, направлять сведения в антимонопольные органы либо в департамент сельского хозяйства, если речь идет о местной продукции. Мы имеем возможность отследить, на каком этапе произошло повышение цены. Если инициатива шла от производителя, с ним работают наши коллеги из департамента сельского хозяйства, а если цены подняла торговая сеть — этим занимаемся мы, выясняя, было ли решение экономически обоснованным.

— Нынешний рост цен обусловлен в большей степени проблемами местного или федерального рынка?

— Тут двоякая ситуация. Сейчас дорожают гречневая крупа, сахар. Это не наш товар, мы его не производим. Соответственно, на местном уровне мы не можем повлиять на ценообразование. Если дорожают товары, произведенные на нашей территории, — другой разговор. Например, с января наш основной производитель молочной продукции ЗАО «Лактис» повысил цены на весь ассортимент. Связано это с тем, что предприятию приходится закупать импортную упаковку. Все сделки привязаны к курсу евро и доллара. Кроме того, повысились процентные ставки по кредитам, которыми пользуется бизнес. Оценив рост затрат, производитель увеличил отпускную цену на 12%.

— Розничная цена вырастет на столько же?

— Необязательно. Розничный сегмент торговли понимает, что местная продукция всегда востребована, и за счет оборачиваемости может делать наценку не такой высокой. Так, в сети «Вольный купец» наценка на товар «Новгородхлеба» всего 3%. Для магазинов это невыгодно, и они, скорее всего, получают прибыль за счет других товаров, но держат такую наценку, чтобы привлечь к себе покупателей.

В первую очередь люди идут за хлебом, молоком, за другими товарами повседневного спроса. Однако, оказавшись в торговом зале, делают и незапланированные покупки. Поэтому торговые сети конкурируют между собой, предлагая товары по низким ценам. В нашем регионе, и особенно в Новгороде, такая конкуренция очень развита. За счет этого нам удается неплохо выглядеть на фоне соседей. Стоимость минимального набора продуктов питания у нас стабильно ниже, чем в среднем по СЗФО.

«Покупатели жалуются в первую очередь на то, что на ценниках указана одна стоимость товара, а на кассе пробивают другую. Умысел это продавцов или халатность — решать Роспотребнадзору, защищающему права потребителей»

— А что с ценой на яйца? Их можно увидеть в магазинах и по 70, и по 80 рублей за десяток...

— Мы беседовали об этом с генеральным директором ЗАО «Гвардеец» Ольгой Чиж. Да, цена на яйцо выросла. Дорожают корма, в которых много импортных добавок. Это влияет на себестоимость. К тому же сегодня многие организации находятся в сложном финансовом положении, поэтому работают только по полной предоплате. Местным компаниям, чтобы вложить деньги в производство, нужно их сначала откуда-то получить. Отсюда и рост цен. Департаменту сельского хозяйства дано поручение детально проработать ситуацию, понять, из чего точно складывается цена и на какой ее компонент мы можем повлиять на региональном уровне.

— Раньше мониторинг розничных цен на продукты проводился в области ежедневно, а теперь стал еженедельным. С чем это связано?

— Методика мониторинга и сроки отчетности устанавливаются на федеральном уровне. Министерство промышленности и торговли решило, что необходимости ежедневно отслеживать цены больше нет. Работа по проблемным направлениям отлажена. Теперь ситуация контролируется еженедельно, а каждый квартал мы готовим аналитическую записку о происходящем на рынке. Но в случае возникновения проблем никто, конечно, не запрещает нам обращаться в Минпромторг.

— Недавно стало известно, что товаропроизводители и продавцы готовы, договорившись, установить фиксированную цену на некоторые продукты. Как продвигается решение этого вопроса?

Вопрос цены— Нам поручено в недельный срок совместно с товаропроизводителями разработать перечень социально значимых товаров, на которые будет установлена фиксированная цена. Некоторые компании готовы продумать, как сделать свой товар более дешевым, и наладить выпуск специальных продуктов, отпускная цена которых будет низкой. Торговые сети, соответственно, не станут поднимать розничную стоимость. Сейчас представители сетей не играют с торговой наценкой. Они готовы работать так и дальше, если производитель не будет повышать цену. Проект соглашения будем разрабатывать мы. Естественно, при этом необходимо соблюдать все нормы антимонопольного законодательства, нормы федерального закона о торговле. Сейчас наши юристы работают над этим.

Есть и другие идеи, как сделать продукты более доступными. К примеру, у «Новгородхлеба» своя розничная сеть, и компания готова ввести талонную систему для незащищенных слоев населения. У нас таких порядка 12 тысяч человек. Вопрос будет обсуждаться с департаментом труда и соцзащиты, поскольку надо все детально просчитать.

Фото из архива «НВ»