Среда, 17 июля 2024

Редакция

Рыба, волки и дорога

И рыбачить, и охотиться, и даже песок копать нужно со знанием законов

На вопросы «НВ» отвечает Владимир КОРОЛЁВ, руководитель департамента природных ресурсов и экологии

О дороге
— Владимир Евгеньевич, наш разговор хотелось бы начать с темы, о которой сегодня много говорится. Строительство магистрали М 11 Москва — Петербург. Как ваш департамент причастен к этому проекту?

— Строительство этой магистрали — задача государственной важности. По расчетам специалистов, на строительство новгородского участка магистрали потребуется 21 млн. кубометров песка, за этот строительный материал в казну нашего региона должно поступить 300 млн. рублей в виде налогов. Но это произойдет, если добычу песка ведут предприятия, которые получили лицензии. Однако большое количество песка незаконно было добыто в Боровичском, Маловишерском, Окуловском районах. Ущерб по каждому самовольно возникшему карьеру достигает 40 млн. рублей. По каждому факту заведены уголовные дела, проводятся следственные действия.

— Незаконная разработка карьера — это не такая работа, которую можно скрыть, она идет на виду. Разве администрации сельских поселений не видели, что поблизости работает мощная техника?

— Администрации поселений в первую очередь отвечают за то, что происходит на их территории. Они обязаны были поинтересоваться, имеются ли у разработчиков карьеров разрешительные документы, и проинформировать наш департамент, полицию, прокуратуру о том, что ведутся самовольные работы. Были бы приняты оперативные меры...

Кроме того, нельзя допустить, чтобы выработанные карьеры превратились в свалки. Так что нам сообща предстоит проконтролировать проведение восстановительных работ, вплоть до посадки деревьев.

— Кстати, строительные организации, работающие на прокладке этой трассы, куда должны платить налоги?

— Губернатор Сергей Митин перед нашим департаментом и департаментом строительства и дорожного хозяйства поставил задачу взять под особый контроль, чтобы организации, задействованные на строительстве М 11, а это свыше тысячи человек, платили налоги в нашей области. И мы за этим следим. За прошлый год они заплатили более 200 млн. рублей налогов. 

О рыбе
— От автомагистрали перейдем к выполнению областной целевой программы по развитию рыбохозяйственного комплекса. Какие результаты достигнуты в прошлом году?

— Целевые показатели выполнены. Выловлено и выращено 3190 тонн рыбы, что на 6% больше уровня предыдущего года. Наибольший вклад внесли хозяйства Старорусского, Демянского и Мошенского районов, их доля в общем объеме выловленной и выращенной рыбы составила 84%. Сейчас на Ильмене промысел ведут 26 рыбодобывающих организаций, 13 коллективов начали вылов рыбы на малых водоемах. По оперативной информации, за первую половину января по области выловлено 23 тонны рыбы, что немного больше прошлогоднего уровня.

— Сейчас приходится слышать противоречивые мнения об изменении правил рыболовства, которые вступят в силу в этом году. Что нового в этих правилах?

— В новых правилах рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна я бы особенно выделил введение запрета на использование ставных сетей. Почему? Последних 15—20 лет основным орудием наших рыбаков были именно ставные сети с большой ячеей, что приводило к изъятию крупной рыбы. Теперь рыбодобывающие хозяйства смогут использовать их только с 1 ноября по 5 апреля — в период зимнего ледостава.

Еще отмечу запрет на использование во время весеннего нереста, с 5 апреля до 1 июня, не только сетей, но и плавных сетей «двоек», механизированных неводов. Думаю, понятно, что данная мера направлена на сохранение рыбных запасов в водоемах.

— Из этого следует, что рыбаки два месяца будут сидеть без работы. А потом станем говорить, что надо выполнять планы?

Рыба, волки и дорога— О приостановке промысла в период весеннего нереста речи нет. Ловить рыбу в это время нужно, но вопрос в том, где ловить и чем. Основным орудием лова в этот период должны стать мережи с мелкой ячеей под плотву, густеру, синца, уклею, сопу и других малоценных рыб. При этом рыбаки должны выставлять мережи не в местах нереста леща, щуки, судака, а там, где обитают малоценные породы рыб. Если в этот период не вылавливать малоценку, можно подорвать кормовую базу водоема, что приведет к снижению численности ценных пород. В 70-х годах на Ильмене в год вылавливали 3000 тонн мелкого частика, и рыбные запасы росли. В последние годы вылавливается 1500—1600 тонн.

— То есть новые правила будут способствовать увеличению рыбных запасов. Наряду с этим есть еще один источник, чтобы рыбы было больше — это ее выращивание. Как здесь дела?

— За минувший год нам удалось вырастить 552 тонны товарной рыбы, из них 363 тонны получено из садков. Это, на первый взгляд, неплохо, если учесть, что в 2009 году, когда начиналось освоение данного направления, было выращено 37 тонн форели. Но рыбоводно-биологическое обоснование, которое сделали ученые, говорит, что на наших озерах промышленным выращиванием ценных пород рыб в садках могут заниматься гораздо больше хозяйств. Процессу мешает высокая цена на комбикорма для выращивания форели. Многие предприниматели в раздумье: браться за это дело или нет? Судите сами: комбикорма для форели в нашей стране не производят, их закупают в Норвегии, Дании, Финляндии. Сегодня цена за килограмм подскочила до 130 рублей, что в 1,5 раза больше, чем год назад. Плюс подорожали ГСМ, электроэнергия и другие материалы, которые используются при выращивании этой ценной рыбы.

— Ситуация должна измениться, так как ряд крупных компаний взялись за налаживание производства комбикормов для выращивания форели и других лососевых пород рыб….

— На это рассчитываем. А пока видим свою задачу в том, чтобы больше карпа, линя, карася выращивать в наших прудах, у нас есть и карьеры, которые можно использовать для разведения рыб. Словом, есть резервы.

Об охоте
— От рыбаков к охотникам. Что у них сейчас на повестке дня?

— По решению губернатора начато территориальное охотустройство. Последний раз такая работа в регионе проводилась в 60-х годах прошлого века. Что такое охотустройство? Это комплекс мероприятий, направленных на рациональное использование охотничьих животных, их охрану и воспроизводство. На разработку документа выделено 8 миллионов рублей, работы проводит научная организация на основе договора. В этом году работа будет завершена, и мы получим полную картину биологической емкости охотничьих угодий области.

— Какая тенденция прослеживается по численности дичи в наших лесах, ее становится больше?

— У нас возросла численность лосей, медведей, и она у нас довольно высокая. Наблюдается определенный прирост численности зайцев, тетеревов, глухарей, очень много бобров. Даже в условиях опасности возникновения африканской чумы свиней численность кабана является высокой — 7200 голов. К марту ее нужно снизить до 3200 — 1 кабан на 2000 гектаров угодий.

— Но наблюдается и рост численности волков. Чем это объяснить?

— Да, такая тенденция наблюдается. Если в 2012 году этих хищников на территории нашей области насчитывалось 250, то в прошлом — 312, хотя мы ежегодно отстреливаем до 150 волков. При этом у нас самое высокое на Северо-Западе вознаграждение за добычу хищника: 5000 рублей — за волчицу, 4000 — за волка и 2000 — за волчонка. В минувшем году охотникам было выплачено свыше 600 тысяч рублей.

— Как контролируете обстановку в охотничьих угодьях?

— Проводим проверки, имеем за минувший год более 200 протоколов о нарушениях правил охоты. Скажу больше. В 2014 году впервые 50 человек за допущенные нарушения решением суда были лишены права охоты.

— Этот год будет отмечен еще одним новшеством — введением производственного контроля. Для чего это вводится?

— В нашей области охотничьи угодья занимают около 5 миллионов гектаров, 77% закреплены за охотпользователями. В целях соблюдения правил охоты на территориях, в отношении которых юридическими и физическими лицами заключены охотхозяйственные соглашения с нашим департаментом, будет осуществляться производственный охотничий контроль. Для этого охотпользователи представляют кандидатуры штатных работников охотничьих хозяйств для сдачи экзаменов на получение статуса производственного инспектора. В дальнейшем он и будет проверять соблюдение закона на территории, закрепленной за охотпользователем.

Фото автора